Комментарии к новостям

alunix: А заблокировать карту ...
В Ухте подросток нашел на тротуа (2)

PWM: Просила смягчить наказ...
Приговор Ухтинского городского с (2)

ded: Вот время придет и Зая...
Теперь каждый пациент при госпит (3)

Хочу всё зна: Я бы сходил туда, но в...
Стали известны результаты ярмарк (1)

Практолог: Вот по этому мне не ну...
Житель Ухты подозревается в убий (1)

tact: 3, Вот только на фото ...
В Ухте автолюбитель на ВАЗ дважд (4)

Все комментарии


« Пред 04/2024 След »
Пн Вт Ср Чт Пт С Вc
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

9мая   авиа   авто   автобус   администрация   алиев   алименты   алкоголь   армия   афиша   банк   банки   бизнес   бокс   больница   бусырев   бюджет   вахта   велосипед   ветеран   видеоновости   власть   вода   выборы   газ   газовиков   газпром   гайзер   гапликов   гибдд   грабеж   грипп   гто   дача   деньги   депутаты   дети   детский сад   документы   дороги   драка   дтп   егэ   жд   животные   жкх   заведения   закон   законы   зарплата   здоровье и экология   земля   зима   имена   инвалид   интернет   история   казарцев   капремонт   каратэ   колония   компании   коньки   коронавирус   коррупция   кража   кредит   крещение   культура   леонов   лестницы   лето   лукойл   лыжи   льготы   люди   маркет   маткапитал   мвд   медведь   мигранты   миграция   многодетные   молодежь   мост   мошенничество   мусор   мчс   набережная   налоги   наркотики   население   насилие   наш город   недвижимость   нефть   новый год   нпз   образование   общество   оружие   освещение   османов   отдел к   отдых   отопление   отпуск   паводок   памятник   памятники   парк   пассаж   педофил   пенсия   переселение   победа   погода   подростки   пожар   политика   полиция   потребителю   почта   праздник   природа   приставы   продукты   происшествия   промышленность   работа   радиация   разбой   река   реклама   религия   роддом   розыск   садик   семья   сми   собаки   совет   соседи   социум   спорт   статистика   стройка   субботник   суд   сухоруков   тепло   транснефть   транспорт   туризм   убийство   угту   уйба   ухта24   ухтажилфонд   финансы   фотоконкурс   футбол   хоккей   цены   шахта   школа   экономика   юмор   яреганефть   

 
Новости  
Добавить свою новость

01 февраля 2017, 07:36
В прокуратуре Республики Коми обсудили итоги работы за 2016 год

В прокуратуре Республики Кoми состоялось расширенное заседание коллегии, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 2016 год и определены задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности на ближайший период.

Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

Уважаемые участники коллеги, приглашённые.

Подведение итогов проделанной работы - это всегда повод для конструктивного разговора, прежде всего с целью выявления существующих проблем и недостатков, принятия возможных мер по их устранению, и совершенствования дальнейшей деятельности.

На торжественном собрании по случаю 295 годовщины образования прокуратуры Президент России отметил, что «роль прокуратуры заметна и значима практически во всех сферах жизни, во всех отраслях правового регулирования». Обозначить всё, что мы сделали в минувшем году в рамках отведённого регламента невозможно, поэтому традиционно в своем докладе хочу привлечь ваше внимание к наиболее актуальным вопросам, решить которые мы сможем лишь при объединении усилий всех заинтересованных органов.

*****
Осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, нами выявлено 38 тысяч нарушений закона. В целях их устранения внесено около 3400 представлений, по протестам прокурора отменено и изменено 3300 незаконных правовых актов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены более 5 тысяч должностных лиц.  В целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и государства в суды направлено более 8 тысяч исков на сумму 435 миллионов рублей, судами удовлетворено 8306 исков на сумму 357 миллионов. По материалам прокурорских проверок возбуждено 185 уголовных дел.

Одним из самых актуальных вопросов остаётся выполнение программ расселения аварийных многоквартирных домов.

Республика Коми приняла на себя обязательство к 1 сентября 2017 года расселить все многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. С начала действия программ прокурорами принимались меры по предотвращению нарушений законодательства о закупках, градостроительной деятельности, долевом строительстве, нарушении прав граждан на достойное жилье. За весь период их исполнения выявлено 1798 нарушений закона, в целях пресечения которых внесено 200 представлений, 101 лицо привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, опротестовано 158 правовых актов, по материалам прокурорских проверок возбуждено 28 уголовных дел.

Вместе с тем, низкая исполнительская дисциплина и безалаберность должностных лиц муниципалитетов, отсутствие четкой стратегии реализации программ у органов государственной власти республики, ставят под угрозу исполнение принятых на себя обязательств по расселению аварийного жилья. Так, на сегодняшний день остаются недостроенными 4 жилых дома по 2 этапу в Печоре, строительство которых было начато еще в 2015 году фирмой, возглавляемой небезызвестным Ракитянским, в отношении которого по материалам прокурорской проверки за хищение бюджетных средств выделенных на строительство, возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время  передано на рассмотрение в суд.

Руководством республики еще в мае 2016 года озвучено решение об изменении способа расселения аварийного жилья. Вместо строительства новых домов предусмотрено приобретение готового жилья, что должно было сократить сроки реализации программ. Соответствующие изменения в программы внесены в июле 2016 года, однако из за нерасторопности местных властей на сегодняшний день не завершены процедуры приобретения 253 квартир по 3 этапу.

Так, администрация Ухты обязалась переселить 172 человека, проживающих в 7 аварийных домах, до конца 2016 г. Однако приступила к разработке аукционной документации и проведению процедуры торгов лишь в ноябре и только после объявления предостережения прокурором города. В итоге муниципальный контракт заключен 24 декабря 2016 года и, соответственно, в сроки установленные программой не исполнен.

К сожалению, даже полная реализация программных мероприятий не позволит решить проблему. На территории республики остаётся 1151 дом официально признанный аварийным. Кроме этого, масса жилых домов фактически являются аварийными и подлежат сносу и расселению. Недавно оказалось, что в обиход муниципальных чиновников входит и новое понятие «жильё, непригодное для проживания», которое они обещают расселить сразу после того, как расселят аварийное (если кто-то не читал, то я говорю о статье в газете «Республика» за 21 января «Воркутинские власти не намерены ждать третьей аварии»). Хотя понятие «непригодное жильё» относится лишь к отдельным помещениям в жилом доме, которые подлежат не расселению, а ремонту. А вот у аварийных домов лишь две «судьбы» – снос или реконструкция. Быть может именно по этой причине, в некоторых муниципалитетах, используя формальные поводы, их и не признают таковыми.

Например, администрация Воркуты отказалась признать аварийным многоквартирный дом, 1967 года постройки, по ул. Льва Толстого в пос. Воргашор на том основании, что пенсионерка, обратившаяся с заявлением, не представила заключение специализированной организации. О том, что больше половины квартир в этом доме принадлежит самой администрации, и, в соответствии с законодательством муниципальные чиновники сами должны инициировать признание дома аварийным, они забыли. И даже выявленные межведомственной комиссией нарушения целостности несущих конструкций дома и его более чем 50% износ не заставил их признать дом аварийным.

В преддверии данной коллегии прокурором Воркуты опротестовано 5 подобных заключений, перед администрацией города поставлен вопрос о проведении повторного обследования домов для решения вопроса о признании их аварийными. Однако за 2016 год только в Воркуте признано непригодными для проживания 201 жилое помещение. С подобными решениями в масштабах всей республики нам предстоит разобраться.

Возвращаясь к проблеме отсутствия заключений специализированных организаций, представление которых является обязательным для признания дома аварийным, замечу, что функции по их выдаче вполне могут быть возложены на муниципальные учреждения, в составе которых имеются соответствующие специалисты в сфере строительства. Вместо этого муниципалитеты тратят бюджетные средства на оплату услуг сторонних организаций.

Если органы местного самоуправления не займутся этими проблемами прямо сейчас, то решить вопрос с аварийным жильем к 100-летнему юбилею республики не получится.

В ходе предстоящей плановой проверки соблюдения законодательства при переселения граждан из аварийного жилья прокуроры должны дать оценку всем решениям межведомственных комиссий о признании жилых помещений непригодными для проживания. Средствами прокурорского реагирования необходимо заставить муниципалитеты принять законные решения по каждому такому дому. Следует вернуться к проведению надзорных мероприятий, которые нами были организованы в 2013 году с использованием методических рекомендаций, направленных на места 20 декабря минувшего года, а профильному управлению оказать практическую помощь в исполнении задания, обеспечив качество и обоснованность прокурорского вмешательства.

*****

Одна из актуальных наших задач – надзор за деятельностью контролирующих инстанций. «Добросовестный, честный, прозрачный бизнес, - как справедливо заметил Президент России, - должен быть надёжно защищён со стороны государства, в том числе от необоснованных проверок и иного давления».

Активность в этом направлении в той или иной степени проявляли все прокуроры – количество нарушений и принятых мер реагирования увеличилось более чем на треть: пресечено свыше 1600 нарушений прав предпринимателей, по протестам прокуроров приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства свыше 300 нормативных правовых актов в этой сфере, по актам прокурорского реагирования 89 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 40 к административной. Прокурорами отказано в согласовании 173 из 336 заявлений органов контроля о согласовании внеплановых проверок. Отказано во включении в планы 553 проверок различных предприятий и организаций.

В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проверок, а также их результатов Постановлением Правительства России от 28 апреля 2015 года № 415 утверждены правила формирования и ведения единого реестра проверок, предусматривающие обязанность органов контроля по включению в него информации о правовом акте о проверке, виде проверки, сроках ее проведения, проверяемом лице, результатах проверки и принятых мерах и ряд других в установленный правилами срок. Однако органы контроля их зачастую игнорируют.

В минувшем году нами наработана практика реагирования на такие нарушения. Так, за нарушение сроков внесения обязательных  сведений к дисциплинарной ответственности привлечено 23 должностных лица контролирующих органов. В отношении 6 должностных лиц возбуждены административные производства по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. К сожалению пока в эту работу включились лишь центральный аппарат и прокуроры  Воркуты, Ухты и Корткеросского района. 

Прокуроры должны на постоянной основе работать с указанным реестром, проверять его наполнение и пользоваться ресурсами при каждой проверке контрольно-надзорных органов. Учитывать, что с 1 января этого года обязанность по ведению реестра возложена не только на государственные органы, но и на органы местного самоуправления.

Критично оцениваю отсутствие у прокуроров активной позиции в вопросах выявления преступлений, связанных с вмешательством органов власти в предпринимательскую деятельность.

Уголовные дела возбуждались только по инициативе прокурора города Сосногорска и управления по надзору за исполнением федерального законодательства, и связаны исключительно с вымогательством должностными лицами откатов за оплату муниципальных контрактов. Обвинительный приговор в отношении заместителя руководителя администрации Сосногорска уже вступил в законную силу, а уголовное дело в отношении руководителя администрации Инты Смирнова, который активно вмешивался в деятельность предпринимателей, вымогая у них денежные средства за возможность участия в размещении муниципального заказа, находится на рассмотрении в суде.

Вместе с тем, вопросы незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность при осуществлении разрешительных, согласительных процедур, лицензировании, распоряжении государственным и муниципальным имуществом и осуществлении органами власти контрольно-надзорных полномочий остались без должного внимания.

В целях активизации данной работы аппарату прокуратуры республики, совместно с прокурорами городов и районов необходимо проанализировать судебную практику признания незаконными решений органов власти, связанных с вопросами реализации прав предпринимателей, проанализировать материалы исполнительных производств и материалы процессуальных проверок по вопросам исполнения таких судебных решений, рассмотрев каждый случай воспрепятствования предпринимателям в реализации их прав, на предмет наличия в действиях должностных лиц признаков состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 169 УК РФ.

С 1 января вступили в силу, принятые ещё в июле 2016 года, существенные изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Теперь органы контроля по каждой поступившей к ним жалобе и информации, требующим проверки, должны составлять мотивированные представления, обосновывающие необходимость её проведения. А обращения, поступившие в электронной форме, могут служить основанием для проверки только при условии, что они направлены заявителем с использованием технологий, предусматривающих обязательную авторизацию.

Почти полгода было у контролирующих органов, чтобы привести свои административные регламенты в соответствие с новыми требованиями. Однако большинство из них даже не приступили к этой работе. Прокурорам необходимо активизировать деятельность по приведению в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а отраслевому управлению проверить все административные регламенты регионального уровня

*****
Пристального внимания требует надзор за деятельностью службы судебных приставов в части соблюдения прав лиц, привлеченных к административной ответственности в виде штрафа.

В силу положений ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обязаны проверять наличие информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. При отсутствии таких сведений по истечении 10 дней с момента истечения срока для его добровольной уплаты копия постановления направляется в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения.

Согласно информации Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми в 2016 году отменено 2021 постановление о возбуждении исполнительного производства в связи с установлением факта оплаты административного штрафа до возбуждения исполнительного производства. Из них более 1900 штрафов уплачены ещё до момента направления соответствующего постановления в службу судебных приставов. Результаты наших проверок, в том числе по жалобам граждан и организаций показали, что подавляющее большинство таких исполнительных документов поступило от мировых судей, что свидетельствует о неисполнении ими требований Кодекса о сверке с указанной информационной системой. Подобные нарушения влекут необоснованное возбуждение исполнительных производств, незаконное применение мер принудительного взыскания административных штрафов, неэффективное расходование сил и средств.

Усугубляют ситуацию допускаемые судебными приставами-исполнителями случаи двойного взыскания с граждан и организаций административных штрафов.

Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения применяются только после истечения установленного законом срока для добровольного исполнения исполнительного документа. Несмотря на это в Сыктывкаре и Ухте прокуроры выявили факты, когда обращение взыскания на денежные средства должника более чем по 50 исполнительным производствам осуществлялось до истечения срока добровольного исполнения. Граждане даже не имели возможности сообщить приставу о том, что ранее они уже заплатили штраф. Не стану вдаваться в подробности процедуры возврата излишне взысканных средств, отмечу лишь, что подобные действия не прибавляют авторитета государству, и вызывают справедливое недовольство у граждан, своевременно исполняющих свои обязательства.

По этим фактам нами внесено представление главному судебному приставу республики. Прокурорам городов и районов необходимо в ходе ежеквартальных проверок в рамках указания прокурора республики «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» обращать пристальное внимание на соблюдение прав должников, в том числе на надлежащее информирование о возбуждении исполнительных производств.

Учитывая, что одной из причин способствующих нарушению закона является отсутствие у мировых судей доступа к информационной системе государственных и муниципальных платежей, отраслевому управлению необходимо подготовить соответствующую информацию в Министерство юстиции и Верховный суд республики.

*****
В 2016 году в республике впервые за последние 5 лет количество зарегистрированных преступлений снизилось и составило 19045, что на 4881, или на 20,4% меньше, чем в 2015 году.

На фоне снижения уровня преступности число оконченных органами расследования преступлений уменьшилось на 12,3% до 11850, а количество приостановленных преступлений – на 16,5% до 7930. В абсолютных цифрах раскрыто на 1 664 преступления меньше, в то же время раскрываемость возросла с 59% до 60%.

Снижение числа регистрируемых преступлений нами прогнозировалось и во многом обусловлено изменениями, внесенными в уголовное и административное законодательство. С июля 2016 года декриминализированы совершенные впервые хищения чужого имущества стоимостью до 2500 рублей, нанесение побоев при отсутствии квалифицирующих признаков и уклонение от уплаты алиментов; увеличен размер ущерба по ряду других статьей Уголовного кодекса. Виновные за эти правонарушения лица в настоящее время подлежат административной ответственности, что повлекло снижение регистрации на 2028 преступлений.

В то же время, не теряет своей актуальности проблема укрытия преступлений от учета.

Прокуроры снизили активность по выявлению ранее известных, но по разным причинам не учтенных преступлений, количество которых снизилось почти в два раза – с 1964 до 1089, особенно существенно в прокуратурах Инты, Прилузского и Эжвинского районов. При этом доля поставленных прокурорами на учет преступлений от общего числа зарегистрированных снизилась до 7,3%, тогда как в 2015 году составляла 9,7%. В Усть-Вымском, Троицко-Печорском, Прилузском и Койгородском районах этот показатель составил 4%, в Сыктывдинском районе – 3%.

Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой республики, установлено, что руководители органов внутренних дел иногда неправильно определяют порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, предусмотренный п. 41 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, а участковые уполномоченные полиции, проверяя по указанию руководителя сообщения в порядке административного производства и установив признаки состава преступления, рапорт в соответствии с пунктом 47 Инструкции незамедлительно не регистрируют.

После выборочной проверки законности 250-ти решений об отказе в возбуждении и о прекращении производства по делам об административных правонарушениях по статьям 6.1.1 и 7.27 Кодекса об административных правонарушениях «побои» и «мелкое хищение», в Сыктывкаре и Печоре возбуждено 12 уголовных дел о грабежах, кражах, мошенничестве, причинении легкого вреда здоровью, побоях и самоуправствах. Например, по сообщению об избиении гражданина в декабре 2016 года за невыплаченную задолженность по кредиту участковым уполномоченным отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения, и только после оценки его законности прокуратурой республики возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 330 УК РФ за самоуправство.

Между тем с июля 2016 года должностными лицами органов внутренних дел только по этим статьям Кодекса вынесено 1604 аналогичных решения. Более половины из них – в Сыктывкаре, где еще по 332 сообщениям о побоях на 1 января 2017 года решения не приняты.

Еще 4 укрытых от уголовно-правовой регистрации преступления, в том числе о разбое, выявлены при изучении 40 судебных постановлений о назначении административных наказаний за побои и мелкие хищения. Всего же в прошлом году по материалам органов внутренних дел судьями вынесено 2172 таких постановления, которые остались вне поля зрения прокуроров.

С учетом изменения способов укрытия преступлений от учета и в соответствии с требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации № 277 по вопросам надзора за учётно-регистрационной дисциплиной и  № 78 по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях необходимо внести коррективы в надзорную деятельность, изучать материалы об административных правонарушениях на предмет возможного укрывательства преступлений. Аппарату необходимо подготовить организационно-распорядительный документ, определяющий порядок проведения таких проверок прокурорами городов и районов.

*****
Компьютерные преступления являются прогрессивно развивающимся видом интеллектуальной преступности, не только причиняющей имущественный ущерб, но и посягающей на национальную безопасность.

Тенденция к росту числа преступлений, совершенных с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, характерна и для республики. Количество поставленных на учет преступлений против собственности, совершенных данным способом, возросло с 566 в 2014 году до 2 153 в 2016 году, а их доля в общей структуре преступности увеличилась с 3 до 11,3%. При этом причиненный ими ущерб по сравнению с 2014 годом увеличился более чем в три раза и в истекшем году превысил 80 млн рублей.

В то же время в отличие от общей раскрываемости преступлений, составившей в минувшем году 60%, удельный вес раскрытых преступлений обозначенной категории не достиг и 8%, что в первую очередь связано с низким уровнем оперативно-розыскной работы. Вопреки требованиям статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определяющей задачи ОРД, соответствующими органами надлежащие меры к пресечению и раскрытию этих преступлений не принимаются. В прошлом году по 1 915 нераскрытым преступлениям заведено менее 50 дел оперативно-розыскного производства, из них три четверти – по конкретным преступлениям. При наличии нераскрытых преступлений в территориальных подразделениях Сосногорска, Сыктывдинского, Усть-Вымского, Прилузского, Троицко-Печорского, Корткеросского районов не заведено ни одного дела оперативного учета.

Проблемы распространенности и низкой раскрываемости таких преступлений не получили должной оценки и со стороны уполномоченных прокуроров, которыми  проверки состояния ОРД в данной сфере  проведены лишь по поручению центрального аппарата. При этом нарушения законодательства выявлены только прокурорами Сыктывкара, Ухты, Удорского, Усть-Куломского, Койгородского, Ижемского районов. Кроме того, установлено, что в делах оперативного учета сведений о совершении преступлений в организованных формах не имеется.

Ещё одной причиной является низкое качество расследования. Изучение прокурорами 468 уголовных дел, приостановленных в четвертом квартале 2016 года, в том числе на предмет взаимодействия с оперативными подразделениями, показало, что оперативное сопровождение носит эпизодический характер либо полностью отсутствует. По 68 уголовным делам поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению преступников в уголовный розыск не направлены. В свою очередь оперативными подразделениями результаты ОРД не представлены в следственные подразделения по каждому третьему уголовному делу.

Из общего массива проверенных прокурорами уголовных дел, приостановленных производством, 406 постановлений отменено, что, как правило, связано с невыполнением требований ст. 73 УПК РФ об обеспечении полноты предварительного расследования. Следователи и дознаватели не выясняют данные об используемых сайтах и периоде получения информации; способах оплаты и счетах зачисления денежных средств; сведениях о детализации телефонных соединений; не изымают, не осматривают и не приобщают в качестве вещественных доказательств компьютеры и мобильные устройства, посредством которых похищались денежные средства, что влечет невозможность их исследования, приводит к утрате доказательственной базы и невозможности раскрытия преступления. Только по 234 уголовным делам проведена компьютерная экспертиза, для которой достаточно снятия копии всех файлов, содержащихся в памяти носителя информации.

Органами расследования ни разу не использовались возможности Росфинмониторинга по предоставлению сведений о суммах, характере и периодах совершения финансовых операций.

В немалой степени это связано с тем, что надзирающими прокурорами правоохранительные органы на взаимодействие с Росфинмониторингом не ориентируются. Кроме того, при значительном количестве расследуемых уголовных дел, прокурорами внесено лишь 12 требований об устранении нарушений федерального законодательства, что явно не соответствует их распространенности. Ослаблена роль прокуроров по обеспечению исполнения требований пункта 1.7 совместного указания правоохранительных органов Российской Федерации от 3 июня 2015 года «Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», обязывающего в целях выработки консолидированной позиции по проблемным вопросам в практической деятельности проводить с должностными лицами совместные обсуждения.

Такая ситуация требует пересмотра организации работы правоохранительных органов и  усиления координирующей роли прокуратуры.  Правоприменительная практика показывает, что для раскрытия преступлений данной категории не подходят классические методы расследования уголовных дел. Требуется согласованность работы нескольких территориальных отделов органов внутренних дел, значительная техническая база, а также тесное взаимодействие следователей с оперативными и техническими службами для установления аккаунтов, доменов, номеров сим-карт и лиц их использующих, более оперативный контроль за перечислением и обналичиванием денежных средств через банковские карты подставных лиц.

В соответствии с требованиями пункта 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» перед прокурорами стоит задача координировать работу правоохранительных органов и использовать полномочия по надзору за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, применению единых и эффективных подходов к противодействию кибермошенничествам, в том числе совершенным преступными сообществами, тщательно проверять полноту принимаемых мер по реализации задач по пресечению преступлений, установлению лиц их совершивших.

*****
В 2016 году при снижении преступности количество выявленных коррупционных преступлений увеличилось на 10,8 % и составило 308.

Отмеченный рост характеризуется и качественными изменениями коррупционной преступности – на 45,5% или до 112 выросло число преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, с 18 до 30 - особо тяжких преступных деяний. Практически каждое третье коррупционное преступление связано со взяточничеством, выявлено 93 таких факта, причем 66 из них – именно получение взятки должностным лицом. С 7 до 25 выросло число фактов взяточничества, совершенных в крупном и особо крупном размере. Средний размер взятки увеличился с 99 до 762 тысяч рублей.

Прокуроры выявили 35 преступлений коррупционной направленности, по которым возбуждено 33 уголовных дела, в том числе 15 дел в отношении должностных лиц, депутатов и руководителей государственных учреждений. Среди них уголовные дела в отношении руководителя Службы по тарифам Первакова, заместителя руководителя администрации Главы республики Сердитова, председателя Комитета Государственного Совета Терентьева, руководителя администрации муниципального образования городской округ «Инта» Смирнова.

Ряд уголовных дел, в основу которых положены и материалы прокурорских проверок, уже рассмотрены судом. Бывший руководитель администрации Княжпогостского района Попов осужден на 8 лет и 3 месяца лишения свободы, реальное лишение свободы назначено депутату Государственного Совета Саядову и бывшему руководителю администрации Сыктывкара Зенищеву. Вынесен обвинительный приговор в отношении занимавшего должность руководителя администрации Прилузского района РОжицына. Вступили в законную силу приговоры в отношении бывшего руководителя столичной администрации Поздеева и администрации Усть-Вымского района Махмудова.

Однако борьба с коррупцией не ограничивается уголовным преследованием. Иным видом ответственности за коррупционные правонарушения является увольнение в связи с утратой доверия, что согласно статье 2 Закона Республики Коми «О государственных гарантиях лицам, замещающим отдельные государственные должности Республики Коми» влечет  прекращение или отказ в предоставлении пенсионного обеспЕчения при выходе в отставку.

В минувшем году по представлениям прокурора за получение незаконного вознаграждения от прежнего руководства республики и сокрытие сведений о доходах уволены в связи с утратой доверия 6 должностных лиц, в том числе председатель Правительства республики Тукмаков, руководитель Территориального ФОМСа Бордюг, первый заместитель руководителя Службы по тарифам Исаченко.

Органы местного самоуправления по актам прокурорского реагирования институт утраты доверия не применяли, хотя основания для этого имелись.

На обоснованное представление прокурора Сосногорска о распоряжении муниципальным имуществом в условиях конфликта интересов администрация муниципального района направила формальный ответ о невозможности получения объяснений и привлечения служащего к ответственности в связи с его арестом. Прокурор на повторном рассмотрении представления не настоял, мер к обязанию администрации провести проверку не принял. Как итог, служащий к дисциплинарной ответственности не привлечен, а в первый же день освобождения из-под стражи уволен по собственному желанию.

Требую от прокуроров лично контролировать рассмотрение актов реагирования по фактам нарушений, влекущих увольнение в связи с утратой доверия, при необходимости инициировать их повторное рассмотрение и привлечение виновных к ответственности за неисполнение законных требований прокурора. 

В 2016 году нашими проверками установлено, что наравне с государственными и муниципальными служащими не исполнили обязанность по предоставлению сведений о доходах 49 депутатов в 26 муниципальных образованиях. В результате прокурорского вмешательства их полномочия прекращены – 10 депутатов отказались от мандатов самостоятельно до рассмотрения актов реагирования, полномочия 34 прекращены досрочно. В Удорском и Усть-Куломском районах представительные органы отказались прекратить полномочия 5 депутатов, но прокуроры добились этого в судебном порядке.

Подобные проверки всем прокурорам надлежит провести и по итогам декларационной кампании 2017 года.

Успешность борьбы с коррупцией во многом зависит от неукоснительного соблюдения задач и принципов уголовного процесса, одним из которых является возмещение вреда, причиненного преступлением. Гарантией его соблюдения является полнота, своевременность и последовательность принятия мер по аресту имущества обвиняемого, предъявлению искового заявления, его рассмотрению судом и исполнению судебного решения.

За 2016 год по направленным в суд уголовным делам установлен ущерб более 976 миллионов рублей, в ходе их расследования приняты обеспечительные меры в виде ареста имущества на сумму 369 миллионов рублей. Но это позволит возместить лишь 37,8 % причиненного ущерба.

Органам расследования и оперативным подразделениям требуется своевременно принимать меры к проверке имущественного положения обвиняемых, реализуя представленные статьей 115 УПК РФ полномочия по наложению ареста на имущество, пресечению его отчуждения и регистрации на третьих лиц. Мы установили различные способы и виды совершения таких незаконных действий, прокурорами предъявлено 14 исковых заявлений об оспаривании сделок по основаниям их мнимости или притворности.

Так, мнимой признана сделка по отчуждению автомобиля руководителем предприятий ЖКХ Инты, который продал его по заниженной цене близкому родственнику после возбуждения уголовного дела. Вступление в силу решения суда позволит наложить арест на имущество в обеспечение возмещения ущерба.

Рассматривается судом иск о мнимости сделок, совершенных одним из фигурантов громкого дела платежных сервисов «Оплати по пути», который, находясь в международном розыске, передал гражданской супруге 3 земельных участка, жилой дом, железнодорожный тупик и подкрановые пути.

Скрывая имущество, уклоняясь от возврата нажитого преступным путем, обвиняемые не учитывают, что согласно статье 62 Уголовного кодекса добровольное возмещение ущерба является смягчающим наказание обстоятельством. Так, только после осуждения к реальному лишению свободы руководивший Усинским лесничеством Зайцев выплатил более 3 миллионов 400 тысяч рублей ущерба, а депутат Государственного Совета Саядов – более 11 миллионов, что учтено судом апелляционной инстанции, смягчившим им наказание.

Всего на судебной стадии по делам коррупционной направленности подсудимыми добровольно возмещено более 29,5 миллионов рублей.

Последовательная позиция государственного обвинения и суда о виде и размере наказания лицам, возместившим ущерб, стимулирует обвиняемых к совершению таких действий еще на стадии следствия. Если в 2015 году ими добровольно возмещено 7, то в прошедшем 235 миллионов рублей. Так, руководитель Службы по тарифам Перваков уплатил в доход государства более 5 миллионов 800 тысяч рублей незаконного дохода до рассмотрения иска прокурора об оспаривании сделки по оплате квартиры чиновника третьими лицами.

Всего же, защищая интересы государства от коррупционных проявлений, прокуроры предъявили 64 исковых заявления о взыскании ущерба на сумму более 299 миллионов рублей, оспариванию сделок отчуждения государственного имущества и его возврата из чужого незаконного владения.

Вместе с тем, при наличии оснований органы следствия согласно п. 1.4 Совместного приказа Генеральной прокуратуры, правоохранительных и иных государственных органов от 29 марта 2016 года, регламентирующего порядок взаимодействия по возмещению ущерба, письменные уведомления для решения вопроса о предъявлении иска в прокуратуру не направляли. Поручаю прокурорам проанализировать практику реализации требований совместного приказа, скоординировать деятельность правоохранительных органов по его исполнению.

По искам прокуроров в собственность республики возвращено имущество, в том числе доли участия в хозяйствующих субъектах, стоимостью более 115 миллионов рублей, лица, совершившие его отчуждение, привлекаются к уголовной ответственности.

Так, по нашему иску Арбитражным судом признана недействительной сделка купли-продажи по заниженной цене 99% доли участия республики в уставном капитале ООО «Республиканская сетевая компания» стоимостью более 70 миллионов рублей. 26 декабря 2016 года решение суда исполнено, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие изменения.

Удовлетворены исковые требования прокурора республики о признании недействительной сделкой отчуждение 89% доли уставного капитала Санатория «Лесная новь» стоимостью около 40 миллионов рублей. Уголовное дело в отношении директора ООО «Здравницы Республики» Уманского, совершившего хищение государственного имущества, направлено в суд.

По иску прокурора республики признан недействительным договор аренды государственного недвижимого имущества переданного ООО «СКУИ», которое сдало его в субаренду государственным органам и учреждениям. На разнице между арендными и субарендными платежами фирма-посредник получила более 978 миллионов рублей, почти половина из них поступила из республиканского бюджета. С учетом решения суда и на основании представления прокурора имущество без посредников и на условиях возмещения только коммунальных и эксплуатационных платежей передано государственным органам и учреждениям. А по результатам рассмотрения нашей информации о состоянии законности аннулирована образовавшаяся у последних задолженность по договорам субаренды в размере более 18,5 миллионов рублей. В отношении директора коммерческой организации по итогам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 201 и ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Наработка практики оспаривания сделок и возврата имущества в государственную собственность является важной задачей для всех прокуроров, органов расследования и оперативных подразделений. Используя возможности межведомственных рабочих групп, требуется тщательно проверять подобные факты, обеспечивать контроль за качественной подготовкой и рассмотрением исковых заявлений, исполнением решений суда.

*****

В условиях динамично развивающихся технологий, банковских и платежных систем увеличиваются и возможности по их использованию для совершения хищений и легализации денежных средств, которая представляет серьезную угрозу национальной безопасности, создавая основу теневой экономики, нарушая нормальное функционирование государства и его основных институтов.

Результаты анализа полноты мер по выявлению преступлений, связанных с отмыванием преступного дохода, свидетельствуют о повышении эффективности деятельности правоохранительных органов на обозначенном направлении. По данным статистики, за последние 5 лет общее число зарегистрированных в республике преступных посягательств указанной категории возросло с 2 в 2012 году до 25 в 2015 году, а в 2016 году составило 34. По данному показателю республика третий год подряд находится на втором месте в СЗФО после Санкт-Петербурга, а в целом по России мы обогнали такие крупные субъекты Российской Федерации как Московская и Свердловская области.

Вместе с тем, как и в предыдущие годы, большую часть выявленных в 2016 году случаев легализации, а именно 33 из 34, составляют факты так называемой «самолегализации», ответственность за которую предусмотрена статьей 174.1 УК РФ, когда преступные доходы отмываются лицом, совершившим предикатное преступление.

В то же время результативность работы по установлению преступлений, связанных с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами (статья 174 УК РФ), находится на низком уровне. С 2012 года в республике таких преступлений выявлено только 6, что составляет 7% от общего числа зарегистрированных фактов легализации (всего их 86). Из них 1 преступление поставлено на учет в 2016 году.

Кроме того, изучение отдельных характеристик структуры преступности указывает на несоответствие общего количества зафиксированных случаев легализации их реальной распространенности.

К примеру, сумма ущерба от преступлений всех категорий по материалам доследственных проверок, а также по уголовным делам, оконченным и приостановленным производством в 2016 году, равнялась 2 миллиарда 800 миллионов рублей. Только по делам об экономических преступлениях она составила 2 миллиарда 200 миллионов рублей, а по делам о коррупционных деяниях превысила 976 миллионов. При этом материальный ущерб от преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, возрос на 36,3%.

Очевидно, что для использования обозначенного имущества и денежных средств, как правило, требовалось придать их происхождению видимость законного. Однако доля зарегистрированных преступлений, квалифицируемых по статьям 174 и 174.1 УК РФ, от общего числа выявленных преступных деяний в 2016 году, составляет лишь 0,18%. Справедливости ради, следует отметить, что данный показатель в целом по Российской Федерации в четыре раза ниже.

Эффективное установление обстоятельств совершения преступлений указанного вида возможно только при расставлении соответствующих акцентов при расследовании предикатного преступления, а также реализации по делам, возбужденным по статьям 174 и 174.1 УК РФ, всего необходимого комплекса следственных действий и оперативных мероприятий для проверки версии о легализации похищенных средств.

Именно на отработку этой версии мы нацеливаем следственные органы при инициировании в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ расследования предикатных преступлений.

Так, возбуждение по материалам прокурорской проверки уголовного дела в отношении бывшего руководителя Комитета лесов Осипова по факту незаконного участия в предпринимательской деятельности через подконтрольное юридическое лицо позволило установить факт легализации им преступного дохода. В настоящее время Осипов ожидает приговора.

В суде рассматривается уголовное дело по обвинению директора ООО «УрбанСтройГрупп» Ракитянского в хищении бюджетных средств и легализации, возбуждение которого инициировано по постановлению Печорского межрайонного прокурора.

В доказывании фактов легализации по указанным уголовным делам использовались схемы финансовых связей, полученные из Росфинмониторинга.

По сравнению с 2015 годом количество рассмотренных судами уголовных дел по фактам легализации возросло на 52,6% и составило 29 в отношении 32 лиц, при этом предикатными, то есть предшествующими легализации, в 21 случае явились преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в 6 – сопряженные с коррупцией и использованием должностного положения. По результатам судебного рассмотрения обвинение в легализации подтверждено в отношении 23 осужденных.

Формирование объективной судебной практики невозможно без случаев расхождения между выводами стороны обвинения и суда первой инстанции. В 2016 году в части обвинения по фактам легализации судами оправдано 9 подсудимых, что в основном вызвано сложностью конструкции состава преступления и трудностями в доказывании. Определенная ясность внесена постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем», на основании разъяснений которого по апелляционным представлениям прокуроров Верховным судом Республики Коми оправдательные приговоры в отношении 4 лиц отменены.

Одним из них является получившее широкий общественный резонанс уголовное дело в отношении депутата Государственного Совета Республики Коми Саядова. Верховный суд не согласился с отсутствием состава двух преступлений, предусмотренных ст. 174.1 УК РФ, поскольку финансовые операции совершены с использованием счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении денежных средств, и расчетных счетов фирм-однодневок, что подтверждается материалами финансового расследования Росфинмониторинга, проведенного по нашему запросу.

Наряду с назначением уголовного наказания в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ признание подсудимого виновным в легализации позволяет суду решить вопрос о конфискации в полном объеме полученного имущества, что реализуется на практике. В 2016 году судами при вынесении обвинительных приговоров конфискация имущества применена в отношении 11 лиц на общую сумму 34 миллиона 624 тысячи рублей. При этом уже в январе текущего года Верховным судом по апелляционному представлению государственного обвинителя по уголовному делу в отношении Соколова, легализовавшего денежные средства, похищенные генеральным директором ОАО «Автодор Коми» Безносиковым, сумма конфискации увеличена с 15 до 112 миллионов  рублей.

В целом, в истекшем году на фоне роста количества выявленных преступлений необходимо отметить и отработку более сложных схем легализации, связанных с деятельностью преступных групп, использованием зарубежных компаний и фирм-однодневок, зарегистрированных на фиктивные адреса, выводом денежных средств за рубеж, в том числе в оффшоры.

Однако нельзя останавливаться на достигнутом.

Анализ расследованных уголовных дел экономической направленности свидетельствует о недостаточном использовании в доказывании возможностей органов финансового контроля по проведению финансовых расследований. При этом именно финансовое расследование является наиболее предпочтительной формой информационного обмена между правоохранительными органами и Росфинмониторингом, поскольку содержит выводы о наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией денежных средств и иного имущества и может использоваться в доказывании по уголовному делу. Финансовое расследование, по сути, раскрывая механизмы совершения финансовых преступлений и используя методы их выявления и расследования, представляет собой междисциплинарную концепцию, соединяя в себе учет, финансовый анализ и правоохранительную деятельность.

Без должного внимания остались вопросы противодействия созданию фирм-однодневок, способствующих отмыванию преступных доходов. Еще в 2011 году в Уголовный кодекс введена статья 173.1, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное образование юридического лица, а в 2015 году в нее внесены изменения, расширившие круг субъектов данного преступления. Вместе с тем, работа по выявлению и пресечению фактов незаконного создания юридических лиц на территории республики фактически не ведется. Так, в 2016 году поставлено на учет лишь 3 преступления данной категории.

Прокурорам необходимо усилить надзор за выявлением фактов криминальной легализации ещё со стадии оперативно-розыскной деятельности, а с момента возбуждения уголовного дела добиваться доказывания всех обстоятельств отмывания денежных средств.

В текущем году аппаратом прокуратуры республики в рамках перекрестных проверок с прокуратурами других субъектов по вопросу вывода денежных средств, выделенных на реализацию государственного оборонного заказа, выявлено одно предприятие, зарегистрированное на подставное лицо, проживающее в Кировской области и ведущее асоциальный образ жизни. По нашей инициативе возбуждено уголовное дело по ст. 173.1 УК РФ.

При этом по данным налоговых органов на территории республики зарегистрировано свыше 3 тысяч юридических лиц, не представляющих налоговую отчетность, либо представляющие «нулевые» налоговые декларации, то есть имеющие признаки фиктивности.

В этой связи прокурорам требуется проанализировать находящиеся в производстве уголовные дела на предмет наличия признаков преступлений, предусмотренных ст. 173.1 УК РФ, а при проведении общенадзорных проверок – уделить особое внимание фактам участия таких юридических лиц в размещении государственного и муниципального заказа.

*****

Задачам защиты прав и интересов граждан, общества и государства в полной мере подчинена деятельность прокуроров по предъявлению в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации гражданских исков в уголовном процессе, направленная на возмещение ущерба от преступлений, взыскание с осужденных сумм их криминального дохода.

В минувшем году по результатам рассмотрения десяти тысяч уголовных дел судами республики удовлетворено 455 исков, предъявленных прокурорами в уголовном процессе, на общую сумму свыше 181 миллиона рублей, еще по 19 заявлениям производство судами прекращено ввиду добровольного удовлетворения исковых требований виновными на общую сумму 12 миллионов 800 тысяч. По 35 уголовным делам при вынесении приговора судом гражданский иск по существу не рассмотрен, а принято решение о его передаче для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Анализ законности судебных решений о выделении исков заслуживает отдельного внимания.

Согласно требованиям п. 10 ч. 1 ст. 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при постановлении приговора суд должен разрешить вопрос о том, подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере.

В соответствии с ч. 2 ст. 309 УПК при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Перечисленные требования закона предусматривают, что суд не вправе оставлять исковые требования без рассмотрения, а выделение судом иска в отдельное производство возможно лишь при необходимости произвести дополнительные расчеты. Эта правовая позиция нашла отражение и в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 «О судебном приговоре».

Мы проверили такие судебные решения и установили, что основания для передачи исков из уголовных дел в гражданский процесс имелись далеко не в каждом случае.

Так, из переданных в гражданское судопроизводство 35 исков уже рассмотрены 28, из которых только по 2 делам сторонами предоставлялись дополнительные расчеты и привлекались новые участники судопроизводства. В остальных 26 случаях гражданские процессы завершились вынесением судебных решений о полном удовлетворении заявленных исковых требований по имеющимся в деле доказательствам в размере, установленном приговором. По предварительным данным, подобная ситуация складывается и в остальных не рассмотренных 7 гражданских делах по искам прокуроров, выделенным из уголовных дел.

Ярким примером необоснованного выделения исков в отдельное производство служит практика, сложившаяся в Эжвинском районе, где из 13 выделенных в гражданское судопроизводство исков прокурора о возмещении затрат на лечение потерпевших 12 полностью удовлетворены в объеме, соответствующем первоначально предъявленному иску и обвинительному заключению. Аналогичные решения принимались в городах Сыктывкаре, Ухте и Княжпогостском районе.

Почти год после вынесения приговора длился гражданский процесс по выделенному в отдельное производство иску прокурора к бывшему сыктывкарскому градоначальнику Зенищеву о взыскании с него более 10 млн. рублей ущерба. Итогом дополнительного разбирательства стало вынесение судом решения в точном соответствии с обстоятельствами, установленными еще при постановлении обвинительного приговора.

Длительное время после осуждения в мае 2016 года Корткеросским районным судом бывшего руководителя государственного учреждения Конникова остается неразрешенным вопрос о взыскании причиненного бюджету Российской Федерации ущерба в размере 242 тысяч рублей. К рассмотрению иска по существу в рамках гражданского процесса суд приступил лишь в январе текущего года в связи с тем, что после выделения иска из уголовного дела он был необоснованно возвращен прокурору, якобы ввиду нарушения правил территориальной подсудности. По апелляционному представлению прокурора республики незаконное решение о возврате иска Верховным судом Республики Коми отменено.

Причиной, способствующей принятию необоснованных судебных решений о передаче исков из уголовных дел в отдельное производство, является непоследовательная позиция государственных обвинителей, противоречащая требованиям отраслевого приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 465, обязывающего своевременно приносить апелляционные представления на незаконные и необоснованные судебные решения.

По всем перечисленным делам гособвинители поддержали заявленные исковые требования и предложили суду удовлетворить их. Однако в нарушение положений ст. 389.15 УПК РФ необоснованные решения судов о передаче исков в гражданское судопроизводство обжаловали лишь по 4 делам в Сыктывкаре, Ухте и Усть-Куломском районе. Доводы 3 апелляционных представлений поддержаны Верховным судом Республики Коми и удовлетворены.

Не исправили ошибок и вышестоящие прокуроры, обязанные в соответствии с п. 14 приказа своевременно приносить апелляционное представление на не вступившее в законную силу судебное решение, если это по каким-либо причинам не сделал государственный обвинитель.

Принятое вопреки требованиям закона решение о выделении иска в отдельное производство, фактически порождая повторный судебный процесс, затягивает решение вопроса о реальном восстановлении нарушенных прав граждан, общества и государства.

В этой связи требую от государственных обвинителей в судебном разбирательстве представлять суду и исследовать доказательства, подтверждающие исковые требования, в письменных предложениях суду в порядке ч. 7 ст. 292 УПК РФ обосновывать решение по существу заявленного иска. Вышестоящим прокурорам использовать полномочия по проверке обоснованности позиции гособвинителей, отраженной в рапортах о результатах рассмотрения уголовных дел судом. На судебные решения о выделении исков в отдельное производство, противоречащие требованиям
ч. 2 ст. 309 УПК РФ, своевременно приносить апелляционные представления.

*****

Отдельного внимания заслуживает вопрос исполнения наказания в виде исправительных работ, которое в республике в 2016 году отбывали 972 лица, или 11,3% от общего числа осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Из них в 2016 году указанное наказание исполнено в отношении 212 лиц.

Содержание этого вида наказания заключается в отбывании лицом определенного в приговоре суда срока по месту работы, а также в удержании в доход государства от пяти до двадцати процентов из заработка осужденного, а для лиц, не имеющих основного места работы, и в обязанности трудоустроиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание, но в районе места жительства осужденного. В период отбывания наказания осужденный ограничивается и в ряде прав. Например, запрещается увольнение по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции, имеется и ряд других ограничений, которые в совокупности и определяют карательное содержание исправительных работ.

Результаты проведённой нами проверки выявили нарушения на всех стадиях исполнения этого наказания, допускаемые и органами местного самоуправления, и работодателями, но в большей степени сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций.

Так, в соответствии с частью 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления в городах и районах республики для отбытия исправительных работ определены 778 различных организаций. Однако в сельских поселениях «Кослан» Удорского района и «Комсомольск-на-Печоре» Троицко-Печорского района ещё в 2014 году соответствующими постановлениями были  определены не места, а виды производимых работ – благоустройство и озеленение населенных пунктов, косметический ремонт зданий и помещений и т.д. Однако прокуроры этих районов приняли меры по опротестованию незаконных правовых актов только в декабре 2016 года и лишь после указания аппарата прокуратуры республики.

Одной из гарантий при заключении трудового договора, определённой в ст. 64 Трудового кодекса, является запрет на установление каких либо ограничений или преимуществ работникам в зависимости от места жительства, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания.

Несмотря на это, в организациях г. Сыктывкара установлены факты отказа троим осуждённым в трудоустройстве из-за отсутствия регистрации. При этом должностные лица УИИ не поспешили защитить трудовые права работников, путем исполнения своих обязанностей, установленных в пункте 72 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 № 142, по направлению в прокуратуру информации о необоснованных отказах в приеме на работу осужденных, а прокурором г. Сыктывкара указанные нарушения не выявлены. По иным основаниям отказывали в приёме на работу осуждённых и в других городах и районах, однако комплексная оценка, как работодателям, так и бездействию УИИ, дана только прокурорами Вуктыла, Печоры и Усть-Куломского районов, направивших представления, по результатам рассмотрения которых 6 осуждённых трудоустроены в организациях, ранее отказавших им в трудоустройстве.

К сожалению, ни один из прокуроров не рассмотрел вопрос об административной ответственности работодателей по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях за нарушения трудового законодательства в части необоснованного отказа в заключении трудового договора.

В этой связи требую дать принципиальную оценку всем подобным фактам, допущенным в 2016 году. При наличии оснований и с  учётом годичного срока давности решить вопрос о привлечении виновных к ответственности по указанной статье.

В деятельности подразделений УИИ имеют место нарушения, препятствующие осуждённым своевременно приступить к отбытию наказания.

Так, вопреки части 3 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса и пункта 70 Инструкции, обязывающих учитывать наличие вакантных мест в определённых для отбытия наказания организациях, инспекции, выдавая осужденным предписания для трудоустройства, данные обстоятельства не выясняют. Осуждённые  неоднократно направляются в организации, где отсутствуют рабочие места. В результате в 870 случаях им было отказано в трудоустройстве в организациях Сыктывкара, Печоры, Ухты, Воркуты, Эжвинского района.

Например, осужденной Митиной сотрудниками инспекции 20 и 23 мая  выданы предписания в две организации г. Сыктывкара, где вакансии отсутствовали. Трудоустроена осужденная только 1 июня на основании третьего предписания в ООО «КЭП».

В Усть-Цилемском районе осуждённый Хозяинов в связи с отсутствием вакансий в организациях,  включённых в перечень мест для отбытия наказания, направлен для трудоустройства к индивидуальному предпринимателю. Такие случаи возможны, однако уголовно-исполнительные инспекции должны более расторопно ходатайствовать перед органами местного самоуправления о корректировке Перечня, а не так, как это случилось в Усть-Цильме – лишь спустя месяц.

Не во всех случаях обеспечивается исполнение требований части 3 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса и пункта 98 Инструкции, регламентирующих осуществление контроля за условиями отбывания наказания и исполнением требований приговора.

Так, должностные лица инспекций в Ухте, Усть-Куломском, Сысольском районах и ряде других оставляли без внимания факты неявки осуждённых на регистрацию, прогулов на работе. Необходимые в подобных случаях предупреждения в порядке части 2 статьи 46 кодекса им применяли несвоевременно.

Вопреки указанным требованиям сотрудники инспекции по Усть-Куломскому району предупреждение, которое объявляется не позднее трех рабочих дней со дня нарушения трудовой дисциплины, в связи с невыходом на работу без уважительных причин осужденного Магера 1 июля, вынесли лишь 18 июля, то есть спустя 17 дней.

Имеются нарушения и при осуществлении работы по розыску осуждённых к исправработам. Сотрудниками инспекций допускается направление материалов в отдел розыска Управления ФСИН России по Республике Коми за пределами установленного 30-дневного срока, что влечет несвоевременную его организацию розыскных мероприятий.

Прокурором г. Воркуты в марте 2016 года такие факты выявлены в отношении 17 осужденных к исправительным работам, при этом нарушения сроков  носили длящийся характер.

Другими территориальными прокурорами данным вопросам надлежащего внимания не уделялось, нарушения не устанавливались. 

Перечисленные нарушения в деятельности инспекций препятствуют своевременному и полному достижению целей наказания – восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Отраслевому отделу с участием территориальных прокуроров необходимо провести соответствующие проверки исполнения наказания в виде исправительных работ во всех территориальных филиалах Инспекции; уделить особое внимание законности правовых актов органов местного самоуправления и исполнению работодателями требований закона о фактическом привлечении осужденных к наказанию, а также осуществлении розыска «уклонистов».

******

Уважаемые коллеги, приглашённые!

Безусловно, в своём докладе я остановился лишь на некоторых направлениях нашей работы. Во второй части коллегии предметный разговор пойдёт и по другим направлениям прокурорского надзора.

Благодарю за внимание».

Источник: Прокуратура Республики Коми
Метки: Коми  Происшествия

http://uhta24.ru/novost/?id=12672

Все новости

Посетителей:6173

 

 

Комментарии: 1   Сортировка по дате:      #Комментировать       
Поделиться:

Страницы:  1 

rod  01 февраля 2017, 07:58   #1
Хороший комменарий  0 Плохой комменарий

Я было подумал Леонид Ильич...

Страницы:  1 

 

Комментировать:

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
войти   зарегистрироваться




Ваш профиль:

ник  Нажмите на свой ник в правом верхнем углу сайта


Игнорировать пользователя:

  Нажмите на ник
  данного пользователя
  в любом из его постов,
 пройдите по ссылке


Тема, которую вы создали, исчезла:

профиль  Скорей всего она перенесена в схожую по смыслу тему. Нажмите на свой ник в правом верхнем углу сайта, пройдите по ссылке "Мои последние комментарии"


Как вставить в пост картинку:

картинка  Читайте здесь


Не могу оценивать посты:

  плюсомёт 
Оценка постов включится автоматически, зависит от даты регистрации на сайте и количества ваших комментариев


Не работают кнопки оценок постов в Iphone и Ipad:

плюсомёт Как включить кнопки читайте здесь



0.016402959823608

 


Обратная связь   Контакты  Реклама      Твиттер Ухта24  Ухта24 ВКонтакте  Ухта24 Фейсбук  Ухта24 Телеграм
 

Uhta24.ru   18+

©2007 Студия "Луна"
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на источник.
Администрация не несет ответственность за информацию, размещенную пользователями сайта.
Ответственность за содержание рекламных материалов несет рекламодатель.
Предложения по работе сайта присылайте на е-майл info@uhta24.ru
Погода от Гидрометцентр России

Яндекс.Метрика
   Top.Mail.Ru      
  0.016700983047485