Комментарии к новостям

Василий_: Кто бы у нас во дворе ...
Приговор Ухтинского городского с (4)

Василий_: Прокуратура денег выде...
По иску прокуратуры амбулатория (2)

Василий_: И до Усть-Ижмы проехат...
Управлением автомобильных дорог (3)

Маргарита Но: Слава ГЕРОЮ!!! Вечная ...
От ранений, полученных в зоне пр (1)

alunix: А заблокировать карту ...
В Ухте подросток нашел на тротуа (2)

ded: Вот время придет и Зая...
Теперь каждый пациент при госпит (3)

Все комментарии


« Пред 04/2024 След »
Пн Вт Ср Чт Пт С Вc
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

9мая   авиа   авто   автобус   администрация   алиев   алименты   алкоголь   армия   афиша   банк   банки   бизнес   бокс   больница   бусырев   бюджет   вахта   велосипед   ветеран   видеоновости   власть   вода   выборы   газ   газовиков   газпром   гайзер   гапликов   гибдд   грабеж   грипп   гто   дача   деньги   депутаты   дети   детский сад   документы   дороги   драка   дтп   егэ   жд   животные   жкх   заведения   закон   законы   зарплата   здоровье и экология   земля   зима   имена   инвалид   интернет   история   казарцев   капремонт   каратэ   колония   компании   коньки   коронавирус   коррупция   кража   кредит   крещение   культура   леонов   лестницы   лето   лукойл   лыжи   льготы   люди   маркет   маткапитал   мвд   медведь   мигранты   миграция   многодетные   молодежь   мост   мошенничество   мусор   мчс   набережная   налоги   наркотики   население   насилие   наш город   недвижимость   нефть   новый год   нпз   образование   общество   оружие   освещение   османов   отдел к   отдых   отопление   отпуск   паводок   памятник   памятники   парк   пассаж   педофил   пенсия   переселение   победа   погода   подростки   пожар   политика   полиция   потребителю   почта   праздник   природа   приставы   продукты   происшествия   промышленность   работа   радиация   разбой   река   реклама   религия   роддом   розыск   садик   семья   сми   собаки   совет   соседи   социум   спорт   статистика   стройка   субботник   суд   сухоруков   тепло   транснефть   транспорт   туризм   убийство   угту   уйба   ухта24   ухтажилфонд   финансы   фотоконкурс   футбол   хоккей   цены   шахта   школа   экономика   юмор   яреганефть   

 
Новости  
Добавить свою новость

07 августа 2017, 08:40
В прокуратуре Коми обсудили итоги работы за шесть месяцев

В прокуратуре Республики Кoми состоялось расширенное заседание коллегии, на котором подведены итоги работы по укреплению законности и правопорядка за 1 полугодие 2017 год и определены задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности на ближайший период.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов:

Осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, органы прокуратуры Республики Коми выявили 19 тысяч нарушений закона. В целях их устранения внесено около 2 тысяч представлений, по протестам прокурора отменено и изменено 1490 незаконных правовых актов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 2272 должностных лица.  В суды направлено 3745 исков, 3430 из которых уже удовлетворены на сумму почти 4,5 миллиарда рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 109 уголовных дел.

Наиболее остро в текущем году стоит проблема выплаты задолженности по заработной плате, размер которой в течение полугодия достигал 183 миллионов рублей. На 1 июля 62 предприятия имели долги перед 2953 работниками на общую сумму 132 миллиона 115 тысяч рублей.

Прокуроры выявили свыше 3 тысяч 200 нарушений в указанной сфере, 73 лица привлечены к административной и 47 к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 1979 заявлений о взыскании заработной платы на сумму свыше 107 миллионов рублей. 

Вместе с тем, отдельные прокуроры при наличии оснований не инициировали уголовное преследование работодателей-должников. Так, с ноября 2016 года на контроле прокурора города Воркуты находилось предприятие «Цементная северная компания». В итоге уголовное дело в отношении его руководителя возбуждено следственным органом по обращению работника организации. Аналогичные случаи имели место в Сыктывкаре, Усинске и Ухте.

Из всей задолженности по заработной плате 77,8% или 102 миллиона 835 тысяч рублей приходится на 32 предприятия-банкрота, арбитражные  управляющие которых  не исполняют предусмотренные Федеральным законом о банкротстве обязанности по проведению инвентаризации и обеспечению сохранности имущества, предъявлению к третьим лицам требований по взысканию дебиторской задолженности;  не проводят оценку активов, нарушают установленную законом очередность расходования средств, а иногда и попросту их разворовывают.

Так, конкурсный управляющий «Ухтанефтегазгеология» обратился в суд с заявлением о взыскании с бывшего руководителя Саядова причинённого им ущерба предприятию только после представления прокурора Ухты. Решением суда от 24 мая 2017 года с Саядова взыскано 11 миллионов рублей, которые по мере их поступления направляются на погашение долгов по зарплате.

Во втором полугодии прокурорам необходимо проверить деятельность всех арбитражных управляющих предприятий, имеющих долги по зарплате, а управлению по надзору за исполнением федерального законодательства дать оценку полноты реализации Управлением Росреестра полномочий по контролю за их деятельностью.

Не теряют актуальности вопросы обеспечения законности при размещении и исполнении государственных и муниципальных заказов. 
Прокурорами в этой сфере выявлено 509 нарушений, на незаконные правовые акты принесено 37 протестов; к дисциплинарной ответственности привлечены 56 лиц, к административной 24; по материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел.

Так, 29 мая 2017 года по материалам проверки аппарата прокуратуры республики возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении руководителя Государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский инвестиционно-строительный центр», которым заключались государственные контракты на строительство Санаторного комплекса в селе Серегово при отсутствии полного пакета проектной документации, без проведения государственной экспертизы. В результате, объекты возведены с нарушениями строительных норм и правил, что не позволяет ввести их в эксплуатацию и использовать по целевому назначению, а затраты на содержание и устранение допущенных нарушений вновь потребуют привлечения серьёзных бюджетных средств.

По материалам проверок прокуроров Сосногорска, Усинска и Печорского межрайонного прокурора возбуждены уголовные дела по фактам завышения объемов выполненных работ по контрактам.

Следующая проблема – это некачественное проведение проверок фактического исполнения государственных и муниципальных контрактов. В нарушение требований Генерального прокурора Российской Федерации не все прокуроры обеспечивают сопровождающий надзор в этой сфере.

Так, прокурор Ухты проверку исполнения контракта на строительство ледового дворца спорта провёл только после нашего настойчивого требования, хотя информация о проблемах при его возведении в прокуратуре имелась. В результате материалы проверки по факту хищения 1 миллиона 700 тысяч рублей с постановлением прокурора в порядке ч. 2 ст. 37 УПК направлены в орган расследования.

Третий блок проблем - это бюджетная задолженность перед предпринимателями по исполненным государственным и муниципальным контрактам.

Нами выявлено более 200 нарушений, по инициативе прокуроров 35 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 26 лиц – к административной и 2 лица – к уголовной ответственности. Размер погашенной задолженности перед подрядчиками (поставщиками, исполнителями) по результатам прокурорского вмешательства составил более 335 миллионов рублей.

В 2017 году регрессные иски о взыскании необоснованно понесенных за счет средств бюджета затрат (на оплату неустойки, государственной пошлины) в связи с несвоевременной оплатой исполненных муниципальных контрактов предъявлены только прокурорами Корткеросского, Сыктывдинского и Княжпогостского районов.

Особое внимание необходимо обращать на факты предоставления преимуществ при оплате государственных и муниципальных контрактов отдельным юридическим лицам.

К примеру, прокурором Сосногорска инициировано уголовное преследование должностных лиц администрации, оплативших невыполненные работы по контракту на поставку сценического оборудования в дом культуры на сумму более полутора миллионов рублей, при наличии задолженности по исполненным в полном объеме контрактам на сумму более 5 миллионов.

Оплаченные таким образом контракты следует детально проверять на предмет фактического исполнения, обоснованности оплаты и аффилированности контрагентов. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства необходимо проконтролировать устранение прокурорами отмеченных мною недостатков.

Первого сентября 2017 года завершается реализация программ расселения аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года. При этом статьей 23 Федерального закона «О фонде реформирования ЖКХ» предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации вернуть всю сумму финансовой поддержки, в случае невыполнения условий программы. В нашей республике это более 8 миллиардов рублей.

Уже сегодня можно констатировать, что в установленный срок программа реализована не будет. На конец июля фактическое ее исполнение составило 73,3%. В целях наращивания темпов исполнения меняется способ расселения – со строительства домов на покупку жилья, однако его реализация проходит с нарушением закона.

Яркий пример тому ситуация с расселением аварийного дома в селе Ношуль Прилузского района, где администрацией вместо обещанного гражданам строительства новых домов подготовлена аукционная документация на приобретение 5 квартир на вторичном рынке, цена которых была приравнена к стоимости нового жилья. В результате бюджету причинен материальный ущерб на сумму 1 миллион 700 тысяч рублей.

В условиях острого дефицита времени муниципалитеты будут стремиться вводить в эксплуатацию недостроенные жилые дома. Например, администрация Корткеросского района распоряжением от 31 марта 2017 года ввела в эксплуатацию 4 недостроенных жилых дома в посёлке Приозерный, о чем отчиталась в Минстрой республики. В результате до сих пор строительство домов не завершено, квартиры гражданам не предоставлены. Нам необходимо жестко пресекать подобные факты.

В первом полугодии нами выявлена преступная схема хищения денежных средств коммерческих предприятий с использованием подложных судебных приказов.

Мошенники создают общества с ограниченной ответственностью и используют их исключительно для целей хищения. Сразу после их создания преступники обращаются в арбитражные суды с заявлениями о выдаче судебных приказов на взыскание несуществующей задолженности якобы имеющейся у реально существующих предприятий, подтверждая ее поддельными договорами, счетами-фактурами и другими документами.

Используя возможности упрощенного порядка арбитражного судопроизводства, когда заявление рассматривается без вызова сторон и при отсутствии возражений выдаются судебные приказы, злоумышленники получают посредством подделки доказательств по гражданским делам необходимые им исполнительные документы, предъявляют их напрямую в банки, которые производят списание денежных средств со счетов ничего не подозревающих предприятий. На основании материалов прокурорских проверок уже возбуждено 5 уголовных дел по таким фактам.

Однако масштабы применения преступной схемы не ограничиваются территорией республики. Только одна такая фиктивная фирма обратилась в арбитражные суды 42 субъектов Российской Федерации с требованиями на сумму порядка 30 миллионов рублей. Генеральной прокуратурой по результатам проведенной нами проверки организованы аналогичные проверочные мероприятия в других субъектах страны.

Аппарату прокуратуры республики необходимо продолжить проведение сверок на предмет выявления преступных деяний совершаемых с использованием исполнительных документов арбитражных судов.

В первом полугодии 2017 года в республике выявлено 166 преступлений коррупционной направленности, из них 120 или 72,3% являются тяжкими и особо тяжкими. Значительно, на 26 % или до 63 выросло число преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере. Каждое десятое коррупционное преступление выявлено прокурорами. По материалам наших проверок возбуждено 17 уголовных дел.

Ряд уголовных дел, в основу которых положены и материалы прокурорских проверок, уже рассмотрены судом. Осуждены к длительному лишению свободы бывшие руководители администрации Княжпогостского района Попов и Инты Смирнов, реальное лишение свободы назначено руководству Комитета лесов и Службы по тарифам. Вынесены обвинительные приговоры председателю Комитета Государственного Совета Брагину, бывшему ректору Сыктывкарского университета и депутату Истиховской.

Однако успешность противодействия коррупции зависит не только от строгого уголовного наказания, но и реального возмещения ущерба.

В период следствия обвиняемые выплатили 21 миллион рублей, а на судебной стадии под угрозой назначения строгого наказания ими возмещено более 20 миллионов. Так, заместитель руководителя Администрации Главы республики Сердитов в ходе судебного заседания возместил государству более 13 миллионов рублей, в полном объёме исполнив исковые требования прокурора. Но этого недостаточно для возмещения ущерба, который по направленным в суд уголовным делам составил более 124 миллионов рублей, что является самым высоким показателем в Северо-западном федеральном округе.

В ходе следствия приняты обеспечительные меры в виде ареста имущества на сумму 68 с половиной миллионов рублей, что позволит возместить лишь 55% причиненного ущерба.

Непринятие на начальной стадии расследования мер к установлению и аресту имущества подозреваемых и обвиняемых создает условия для его вывода и фиктивного оформления на третьих лиц. Эти действия могут оспариваться прокурором в суде. Вместе с тем органы расследования, скрывая свои упущения, не сообщают нам о выявлении мнимых и притворных сделок.

Так, в результате непринятия мер к аресту имущества по уголовному делу в отношении бывшего главы администрации Сыктывкара Зенищева его соучастник Осадчий переоформил активы на третьих лиц. В итоге с осужденных в пользу муниципалитета взыскано 10 миллионов рублей, но решение суда не исполнено. В этом году по иску прокурора города Сыктывкара признана мнимой сделка по отчуждению Осадчим близкому родственнику автомобиля Тойота Лэнд Крузер 200. Вступление в силу решения суда обеспечит частичное возмещение ущерба.

В текущем году предъявлено 7 таких исков, причем все по уголовным делам Следственного комитета.

Руководителям структурных подразделений и прокурорам следует добиваться своевременного принятия органами расследования мер к установлению и аресту имущества подозреваемых и обвиняемых, а при его отчуждении требовать выяснения следственным путем обстоятельств совершения мнимых и притворных сделок и сбора доказательств для их оспаривания.

Всего в прошедшем полугодии прокурорами направлено 32 исковых заявления о возмещении ущерба на сумму более 30 миллионов рублей. Вместе с тем, согласно статье 42 УПК РФ полномочия по защите нарушенных преступлением прав и интересов принадлежат потерпевшему, а при причинении ущерба государству – уполномоченному представителю. И если предъявление потерпевшим гражданином иска является его личным делом, то бездействие по защите интересов государства недопустимо.

Так, в текущем году направлено в суд уголовное дело в отношении депутата Государственного совета Терентьева по факту хищения более 6 миллионов рублей казённого учреждения «Управление противопожарной службы и гражданской защиты». В ходе следствия представитель учреждения исковые требования о взыскании ущерба так и не заявил. В итоге с иском вышел прокурор, часть ущерба уже возмещена.

Лишь по нашей информации, направленной Министру имущественных отношений, приняты меры к взысканию более 4 миллионов рублей с бывшего заместителя директора Акционерного общества «Коми тепловая компания». Денежные средства возвращены предприятию. 

Поручаю прокурорам принять дополнительные меры к своевременному направлению следственными органами уведомлений о бездействии представителей потерпевших и оперативному предъявлению иска в порядке ч. 3 ст. 44 УПК РФ. Давать оценку непринятию должностными лицами мер к защите интересов государства, при наличии оснований ставить вопрос об их ответственности.

Принципиальной оценки требует получение служащими, руководителями государственных и муниципальных предприятий и учреждений стимулирующих надбавок и премий, а при увольнении – так называемых «золотых парашютов».

Так, директор АО «Корпорация по развитию Республики Коми» издал приказ о необоснованном начислении себе премии, а после начала прокурорской проверки денежные средства возвратил. Но спустя непродолжительное время обратился в Совет директоров, и уже по его решению получил те же выплаты. По представлению прокурора республики внесены необходимые изменения в устав предприятия, отменено решение о выплате премии руководителю, предъявлен иск о взыскании с него денежных средств.

По постановлению прокурора в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ возбуждено уголовное дело в связи с незаконным начислением директору предприятия «Государственные аптеки» 340 тысяч рублей компенсации при увольнении. Подобные факты выявлены прокурором Усинска в МУП «Фармация», где ущерб составил более 1 миллиона рублей.

Поручаю прокурорам обеспечить качественное проведение проверок получения стимулирующих и компенсационных выплат, используя при этом потенциал и возможности межведомственных рабочих групп.

В минувшем полугодии число зарегистрированных преступлений снизилось на полторы тысячи и составило 8941. Однако объективность такого снижения вызывает сомнения.  Так, количество обращений граждан в органы внутренних дел с сообщениями о правонарушениях и преступлениях возросло на 7876. Прокуроры поставили на учет 512 ранее известных, но по разным причинам не учтенных преступлений.

Изучение практики выявления преступлений в сфере компьютерной информации по статьям 272 и 273 УК РФ показывает, что органы расследования регистрируют только преступления против собственности и не нацелены на установление всех обстоятельств о неправомерном доступе к компьютерной информации пользователя и использовании вредоносной программы. Между тем, прокуроры по результатам изучения в июле текущего года 15-ти дел о вымогательствах, где способом совершения являлось получение компрометирующей информации со страницы пользователя, восстановили на учете 6 преступлений по статье 272 УК РФ.

Одна из причин укрытия преступлений – неправильное определение руководителями органов внутренних дел порядка рассмотрения сообщений о преступлениях и правонарушениях, предусмотренного пунктом 41 Инструкции МВД России от 29 августа 2014 года № 736.

Выборочные проверки в шести территориальных подразделениях органов внутренних дел показали, что участковые уполномоченные полиции, проверяя по указанию руководителя сообщения в порядке административного производства и установив признаки состава преступления, рапорт в соответствии с пунктом 47 Инструкции незамедлительно не регистрируют. Так, при изучении решений по административным делам о мелких хищениях и побоях в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Прилузском и Койгородском районах прокурорами на учет поставлено 37 преступлений.

Изменения уголовного и административного законодательства в июле 2016 и феврале 2017 года, декриминализировали мелкие хищения и побои, совершённые впервые, установив за них административную ответственность. В результате число административных производств увеличилось в полтора раза до 18914. Однако принцип неотвратимости наказания реализуется не всегда.

Всего в 1 полугодии 2017 года остались без разрешения 40 % сообщений об административных правонарушениях о побоях и мелких хищениях. В городах Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Усинске и Сыктывдинском районе нет решений по каждому второму такому материалу, в Печоре по 75 %. Это свидетельствует о несвоевременном привлечении виновных к административной ответственности, что позволит им уклониться от уголовной ответственности при повторном совершении таких правонарушений.

Руководству МВД республики следует принять организационно-практические меры по совершенствованию механизма регистрации и проверки сообщений о правонарушениях, а прокурорам обеспечить качественный надзор в этой сфере.

Прокуратурой республики во взаимодействии с правоохранительными органами за последние несколько лет наработана практика выявления и расследования преступлений, связанных с отмыванием преступного дохода, общее число которых в 2014 и 2015 годах составило по 25, в 2016 году – 34, в текущем – 8. В абсолютных цифрах республика третий год подряд находится на втором месте в СЗФО после Санкт-Петербурга, а в целом по России опередила такие крупные субъекты как Московская и Свердловская области.

Ранее мы уже обращали внимание на необходимость выявления фирм-однодневок, которые, как правило, используются при совершении преступлений, связанных с преступной легализцией.

В   2016 году по статье 173.1 УК РФ поставлено на учет 3 преступления. В текущем году этой статье возбуждено 7 уголовных дел, и по статье 173.2 УК РФ – 2. Из них 5 выявлено в ходе расследования уголовных дел и 2 – по прокурорским проверкам. По результатам оперативно-розыскных мероприятий такие преступления не выявлялись.

Выявление фирм-однодневок является резервом для информационного обмена между правоохранительными органами и Росфинмониторингом. Для этого необходимо:

Во-первых, изучить все находящиеся в производстве, а также приостановленные уголовные дела, возбужденные по экономическим преступлениям, включенным в перечень № 2 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 13 декабря 2016 года. При наличии сведений о юридических лицах, имеющих отношение к обстоятельствам преступления, необходимо путем допросов учредителей, запросов сведений из налоговой инспекции и от контрагентов, в ходе оперативно-розыскных мероприятий проверить согласие физического лица, на которое зарегистрирована организация, на совершение регистрационных действий и добровольность предоставления им документа, удостоверяющего личность, выяснять его фактическое участие в деятельности организации.

Кроме того, следует тщательно проверять  данные, размещенные в свободном доступе на региональной вкладке сайта Федеральной налоговой службы о гражданах, являющихся учредителями или руководителями нескольких юридических лиц; об адресах массовой регистрации юридических лиц; об организациях, отсутствующих по месту регистрации; а также материалов налоговых органов по административным делам по ст. 14.25 КоАП РФ – представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Вышеуказанные сведения необходимо сопоставлять с запрашиваемыми в медицинских учреждениях, органах опеки и территориальных подразделениях полиции данными о фактах порчи или утраты паспортов; о лицах, состоящих на учете с различными психическими заболеваниями и ввиду употребления наркотических либо психотропных веществ; а также признанных недееспособными.

При выявлении по результатам проверок подозрительных юридических лиц, необходимо использовать полученные сведения для подготовки запросов в Межрегиональное управление Росфинмониторинга в порядке, установленном соглашением о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.12.2015.

В первом полугодии 2017 года более чем в два раза с 85 до 184 увеличилось число лиц, получивших право на реабилитацию в результате незаконного и необоснованного уголовного преследования.

В 86 случаях принятие реабилитирующих решений обусловлено объективными причинами, связанными с установлением в ходе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел новых обстоятельств, в том числе связанных с изменением участниками процесса ранее данных показаний. Вместе с тем более половины фактов реабилитации (98) обусловлены грубыми нарушениями требований закона со стороны органов расследования: незаконным возбуждением уголовных дел; нарушением требований закона при производстве расследования; необоснованным подозрением в совершении преступлений невиновных, которые вопреки требованиям приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 189, которые своевременно и в полном объеме не пресечены надзирающими прокурорами.

Так, в связи с необоснованным возбуждением уголовных дел при отсутствии состава преступления право на реабилитацию получило 61 лицо. Например, в конце прошлого года сотрудниками полиции Сыктывкара у местного жителя обнаружено и изъято наркотическое средство гашиш массой 2 грамма, что с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 01 октября 2012 года № 1002 давало основания для его привлечения лишь к административной ответственности. Несмотря на это незаконно возбуждено и 6 месяцев расследовалось уголовное дело, которое прекращено в июне по реабилитирующему основанию.

Установлено 22 факта принятия незаконных решений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела при длительных сроках расследования, при наличии процессуальных оснований для их прекращения и разъяснения права на реабилитацию.

Например, в Усинске 8 месяцев городским отделом МВД расследовалось уголовное дело по ч. 4 ст. 160 Уголовного Кодекса РФ в отношении директора муниципального бюджетного учреждения. В итоге следователь пришёл к выводу об отсутствии состава преступления, однако вместо прекращения уголовного дела и разъяснения подозреваемому права на реабилитацию, начальник следственного отдела принял решение об отмене постановления о возбуждении дела. При этом в Усинске, где реабилитированы 17 лиц, прокурором не отменено ни одного постановления о возбуждении уголовного дела.

Ввиду грубых нарушений требований уголовно-процессуального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования, реабилитирующие решения приняты в отношении 21 лица. Так, в г. Усинске гражданин, обвинявшийся в хранении шпрИца с наркотическим средством, оправдан судом вследствие признания недопустимым доказательством протокола личного досмотра, проведенного без обязательного участия двух понятых.

В 16 случаях причиной возникновения права на реабилитацию явились допускаемые правоохранительными органами факты уголовного преследования лиц при отсутствии достаточных доказательств их причастности к совершению преступлений. Например, дознаватель отдела МВД по г. Ухте, возбудив уголовное дело по факту причинения легкого вреда здоровью, в ходе расследования необоснованно выдвинул подозрение и избрал меру пресечения лицу, с которым у потерпевшего сложились неприязненные отношения. Однако объективных доказательств совершения преступления именно этим лицом, кроме показаний потерпевшего, в ходе расследования не добыто, ввиду чего гражданин по результатам расследования реабилитирован.

Прекращая уголовное преследование по реабилитирующим основаниям, орган расследования в соответствии с частью 1 статьи 134 УПК РФ обязан признать за реабилитированным соответствующее право и разъяснить порядок возмещения вреда, связанного с незаконным уголовным преследованием. Но эти требования закона соблюдаются не всегда. В большинстве случаев право на реабилитацию в постановлениях следователей и дознавателей попросту не упоминается. Более того в Ухте, к примеру, следователь в постановлении о прекращении уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления прямо указал, что права на реабилитацию за подозреваемой, к которой применялась мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке, не признает.

В силу требований ч. 1 ст. 136 УПК РФ прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Как показала проверка, требования закона исполнены прокурорами только в отношении 51 реабилитированного или 27 %.

Вместо анализа и принятия мер по пресечению фактов незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности прокуроры продолжают допускать случаи укрытия таких лиц от учета. Так, в отчете по форме Р за первое полугодие 2017 года не отражены 27 (или 21%) реабилитированных на досудебной стадии уголовного судопроизводства в Ухте, Сыктывкаре, Усинске, Сосногорске, Сыктывдинском и Усть-Куломском районах. В связи с искажением данных отчета по форме Р в предыдущий отчетный период к различным видам ответственности привлечены 8 работников нижестоящих прокуратур, в том числе 2 руководителя к дисциплинарной. Вместе с тем факты искажения отчетных данных по-прежнему допускаются.

Одним из последствий реабилитации в уголовном судопроизводстве является возможность предъявления гражданами требований о компенсации причиненного вреда, который в соответствии со ст. 1070 Гражданского Кодекса возмещается за счет казны Российской Федерации.

В текущем году возросло количество рассмотренных требований реабилитированных лиц с 47 до 56, удовлетворенных с 38 до 46, сумма взысканных с казны денежных средств увеличилась на 4,5% и составила почти 2 млн рублей.

В соответствии со ст. 1081 Гражданского Кодекса в случае возмещения вреда по указанным основаниям, Российская Федерация имеет право регресса к непосредственным его причинителям. При этом обращаю внимание присутствующих здесь руководителей органов расследования и прокуроров, что если ранее действовавшая редакция данной статьи предусматривала ответственность по регрессным требованиям только когда вина указанных лиц установлена вступившим в законную силу приговором, то в настоящее время такой подход сохранен исключительно в отношении судей. В отношении остальных лиц, в том числе должностных, ответственность по регрессному обязательству наступает на общих основаниях при установлении вины, но вне зависимости от наличия приговора суда. Правом на обращение в суд с такими требованиями наделен и прокурор.

В настоящее время нами предъявлен иск к бывшему следователю следственного отдела по г. Сыктывкару Следственного управления Следственного комитета Рудометову о взыскании 420 тыс. руб., выплаченных из средств казны Российской Федерации лицу, незаконно привлеченному по его вине к уголовной ответственности.

С целью реализации предоставленного нам права на обращение в суд в защиту интересов государства, соответствующим структурным подразделениям аппарата прокуратуры республики во взаимодействии с прокурорами городов и районов необходимо организовать и провести проверку по каждому факту взыскания с казны денежных средств в возмещение вреда в результате незаконных действий органов следствия и дознания. На основании анализа причин принятия реабилитирующих решений, изучения материалов служебных проверок, при установлении вины конкретных должностных лиц - предъявить регрессные иски.

Надзирающим прокурорам на местах следует принципиально реагировать на факты отмены руководителями следственных органов постановлений о возбуждении уголовного дела при необходимости принятия решения о его прекращении и признании права на реабилитацию; при выявлении существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности, использовать полномочия, предоставленные ч.4 ст. 146 УПК РФ по отмене незаконных или необоснованных решений о возбуждении уголовного дела; в случае установления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого не допускать направления дела в суд, возвращать его в орган расследования для дополнительного следствия, как того требует приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Но в первую очередь необходимо кардинально изменить подход к организации прокурорского надзора по делам, расследуемым следователями следственного комитета, поскольку именно качество их работы у нас вызывает особую озабоченность.

В первом полугодии 2017 года в суд направлено 4 387 уголовных дел, из которых следователями комитета окончено 496 или 11,3%.

Если в целом количество дел, возвращенных судами в порядке ст. 237 УПК, по сравнению с первым полугодием прошлого года снизилось с 43 до 34, а их удельный вес от общего числа направленных в суд не превысил 0,8%, то по уголовным делам, оконченным следователями СК, данный негативный показатель увеличился с 1,1% до 2,2%, а число дел, возвращенных судами, возросло с 6 до 11. Одновременно прокурорами для дополнительного расследования возвращено только 12 дел, что лишь на два дела больше чем в том же периоде 2016 года.

В соответствии с пунктом 1.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 826 прокурорам предписано обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности.

Между тем по уголовным делам, находящимся в производстве следователей МВД, прокурорами признаны недопустимыми 26 доказательств, дознавателей МВД – 18, в то время как по уголовным делам, расследованным следователями СК такие постановления прокурорами не выносились. При этом в связи с выявленными в ходе судебного рассмотрения уголовных дел нарушениями, допущенными на стадии предварительного расследования, судами признано недопустимыми 57 доказательств, из которых абсолютное большинство – 42, по делам комитета. Кроме того, судами вынесено 23 частных постановления, из которых по их делам – 14.

Из указанных 42 доказательств, признанных судами недопустимыми, оставлены без реагирования со стороны прокуроров 14 нарушений в Усинске, по 4 в Воркуте и Печоре, и 11 в Эжвинском районе г. Сыктывкара.

Согласно статьи 170 УПК участие понятых предусмотрено по 12 следственным действиям. По четырём из них, в числе которых предъявление для опознания в порядке ст. 193 УПК, участие понятых является обязательным, независимо от применения технических средств. В нарушение прямого требования закона по уголовному делу о совершении убийства при отягчающих обстоятельствах, направленному в Верховный суд Республики Коми, следователем Воркутинского следственного отдела произведены без участия понятых опознания 3 вещественных доказательств, в том числе орудия преступления. При этом полномочия, предусмотренные ст. 88 УПК, по признанию доказательств недопустимыми, прокурором г. Воркуты не использовались.

В текущем году следователями следственного комитета в Верховный суд Республики Коми направлено всего 7 уголовных дел, по 5 из которых при допросе 11 свидетелей в нарушение требований ст. 193 УПК без оформления протоколов опознания предъявлены фотографии лиц и предметов. В результате, утрачена возможность получения отдельного доказательства, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 193 УПК повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам проводиться не может.

Указанные нарушения привели к росту количества лиц, частично реабилитированных по уголовным делам, расследованным следователями комитета, с 6 в первом полугодии прошлого года до 26. В результате с федерального бюджета по искам граждан о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного уголовным преследованием по их делам, судами взыскана 931 тысяча рублей или половина от общей суммы удовлетворенных исковых требований, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Столько же взыскано по делам дознавателей и следователей МВД, при том, что в их производстве находилось 90% от всех уголовных дел в республике.

Об указанных нарушениях я говорил на итоговой коллегии в региональном управлении Следственного комитета. Полагаю, они уже принимают необходимые меры по исправлению ситуации.

Вопрос об ответственности надзирающих прокуроров мы решим незамедлительно по результатам сегодняшней коллегии.

Динамично меняющееся материальное и процессуальное законодательство требует своевременного и компетентного реагирования от участвующих в уголовном судопроизводстве прокуроров.

В 2016 году внесен ряд изменений в федеральные законы. В частности, Уголовный кодекс дополнен новой главой 15.2, предусматривающей меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, назначаемого судом лицу, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести, возместившему причиненный ущерб.

При условии неотвратимости наказания судебный штраф имеет серьезный профилактический потенциал, поскольку предусматривает назначение взыскания и в случае его уплаты не влечет правовые последствия в виде судимости.

Порядок исполнения такого судебного решения регламентирован Федеральным законом «Об исполнительном производстве», согласно статье 103.1 которого контроль за исполнением судебного штрафа возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Судами республики институт судебного штрафа применен в отношении 81 лица из которых 10 уклонились от его уплаты, а судебные-приставы исполнители не приняли мер по привлечению их к ответственности. Такие факты выявлены в городах Сыктывкаре, Ухте, Троицко-Печорском районе и Эжвинском районе г. Сыктывкара. После вмешательства надзирающих прокуроров 5 лиц исполнили решения, а в отношении 5 лиц в суды направлены представления об отмене постановлений о прекращении уголовного дела. По выявленным нарушениям внесено представление Главному судебному приставу республики.

Упрощенные процедуры как в расследовании, так и в судебном разбирательстве ни в коем случае не должны сопровождаться упрощенным отношением к ним прокуроров. Поэтому наряду с обеспечением квалифицированного участия по каждому такому делу, в рамках указания «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» следует обращать внимание на своевременность исполнения таких судебных решений и при наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования.

В исправительных учреждениях и следственных изоляторах в минувшем полугодии прокурорами проведено 177 проверок, выявлено 637 нарушений, внесено 225 актов прокурорского реагирования, по результатам которых 251 сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности. 

В соответствии с п.1.4 Приказа Генерального прокурора РФ № 6 от 16 января 2014 года одним из важных направлений деятельности специализированных прокуроров является надзор за исполнением в учреждениях ФСИН России закона об оперативно-розыскной деятельности. За истекший период 2017 года ими изучено 517 дел оперативного учета, находившихся в производстве оперативных подразделений УФСИН и 56 из числа прекращенных в прошлые годы, выявлено 85 нарушений федерального законодательства, внесено 52 акта реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 20 сотрудников оперативных подразделений.

При этом наиболее качественно сработала Ухтинская спецпрокуратура,  где количество выявленных нарушений составило треть от общего числа выявленных по республике, в то время, как в Княжпогостской и Сыктывкарской спецпрокуратурах произошло существенное снижение качества работы в этой сфере.

Материалы, отражающие итоги надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД в учреждениях уголовно-исполнительной системы, показывают, что проверки по основным направлениям деятельности Управления ФСИН нередко сведены лишь к изучению ДОУ. Прокурорами не принимается во внимание, что этот участок надзора предполагает проведение разноплановых проверочных мероприятий.

К примеру, согласно данным статистики в следственных изоляторах и исправительных учреждениях допущено 3 случая самоубийств и 93 членовредительства. Каждое такое происшествие нуждается в повышенном внимании и оценке причин, вследствие которых негласными средствами не удалось их предотвратить. Необходимо обращать внимание на проведение работы по профилактике актов членовредительства совершаемых осужденными и арестованными, которые, по сути, являются предпосылкой к совершению ими суицидов, а также добиваться своевременной постановки таких лиц на профилактический учет и проведения с ними целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности.

Отраслевому отделу указанную работу следует взять на особый контроль.

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги, отмечу, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии со всеми правоохранительными органами, оказывает положительное воздействие на состояние законности в республике.

Мы и в дальнейшем будем средствами прокурорского реагирования минимизировать нарушения закона, чтобы помогать людям и надежно защищать интересы государства.

Источник: Прокуратура Республики Коми
Метки: Коми  Происшествия статистика

http://uhta24.ru/novost/?id=13649

Все новости

Посетителей:7657

 

 

Комментарии: 0   Сортировка по дате:      #Комментировать       
Поделиться:

 

Комментировать:

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
войти   зарегистрироваться




Ваш профиль:

ник  Нажмите на свой ник в правом верхнем углу сайта


Игнорировать пользователя:

  Нажмите на ник
  данного пользователя
  в любом из его постов,
 пройдите по ссылке


Тема, которую вы создали, исчезла:

профиль  Скорей всего она перенесена в схожую по смыслу тему. Нажмите на свой ник в правом верхнем углу сайта, пройдите по ссылке "Мои последние комментарии"


Как вставить в пост картинку:

картинка  Читайте здесь


Не могу оценивать посты:

  плюсомёт 
Оценка постов включится автоматически, зависит от даты регистрации на сайте и количества ваших комментариев


Не работают кнопки оценок постов в Iphone и Ipad:

плюсомёт Как включить кнопки читайте здесь



0.050891160964966

 


Обратная связь   Контакты  Реклама      Твиттер Ухта24  Ухта24 ВКонтакте  Ухта24 Фейсбук  Ухта24 Телеграм
 

Uhta24.ru   18+

©2007 Студия "Луна"
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на источник.
Администрация не несет ответственность за информацию, размещенную пользователями сайта.
Ответственность за содержание рекламных материалов несет рекламодатель.
Предложения по работе сайта присылайте на е-майл info@uhta24.ru
Погода от Гидрометцентр России

Яндекс.Метрика
   Top.Mail.Ru      
  0.051319122314453