Тема: Качество асфальта ВаСя 12 мая 2012, 15:38 | | Заработал асфальтовый завод и в городе начался ямочный ремонт дорог, но на долго ли хватит этой смеси?? если взять пробу с каждого ремонта куда можна сдать на проверку соответствия госту и качества пробу асфальта и сколька будет стоить такая экспертиза?? | |
Автометки: Дороги
Посетителей: 30889
Общая оценка темы 3
| | 0 | ты имеешь ввиду кирпичный? каргалинки решают! | |
| ups 12 мая 2012, 16:19 #2 | 1 | Метро надо построить))) Асфальт не нужен будет) | |
| | 3 | смех смехои а Вася прав, не вооруженным взглядом видно что гостом там и не пахнет, и как показывает практика, такого асфальта хватает всего на год, в лучшем случае на два.
| |
| | 1 | Ваш глаз метрологически аттестован? Подскажите номер в госреестре. | |
| | 4 | №2 Трамваи))) | |
| | 1 | #3 на год не хватает. | |
| | 0 | Скоро можно будет проверить. www.komiinform.ru/news/89292/ | |
| | 1 | За зданием старой налоговой есть небольшое здание (перпендикулярно стоит к нологовой). Там лаборатория. Они делают все испытания и выдают заключения. Еще есть лаборатория на подгорном - на базе Строймоста. Находится практически сразу как с большой горы спустишься. | |
| | 0 | #8 эти лаборатории имеют гос.аккредитацию? Если нет, то результаты анализов можно использовать лишь в ознакомительных целях. | |
| | 0 | Имеют 100%. Вы сами у них спросите. | |
| | 1 | Вопрос гражданского контроля за вкчеством правильный и правомерный. Вот аргументы с другой стороны: «Ну, встанет рядом с дорожником человек, не имеющий специальных знаний в этой области – что он сможет увидеть? Сможет ли он на глаз определить качество асфальта, знает ли он нормативы по толщине слоя асфальтобетонной смеси, по уплотнению и т.п.? Вряд ли. Есть проектно-сметная документация, которую разрабатывают профессионалы, она проходит государственную экспертизу на соответствие правилам и нормам. Кроме того, в последние годы при строительстве и ремонте крупных объектов в смету мы включаем так называемый технический надзор. Представитель либо проектной организации, разрабатывавшей ПСД, либо независимой специализированной организации постоянно присутствует при проведении ремонтных или строительных работ. Причем он не просто смотрит. Он замеряет асфальт в каждой машине. Если привезли асфальт температурой более 180 градусов, значит, пережгли, если 120 – уже остывает, он заносит информацию в журнал и запрещает этот асфальт использовать. Он знает технологию и смотрит: если по этому участку должен проехать каток, например, весом 15 тонн 5 раз, а проехал 5-тонный и три раза, он заставляет переделывать. То есть он профессионально оценивает ведение ремонтных или строительных работ в соответствии с существующей документацией. Вряд ли аналогичный контроль могут провести представители общественности.» Но, возможно есть решение. Как вариант -- оплата гражданами работы независимой организации по контролю качества. Надо подвигать этот вопрос. Собрал же денег в Яндекс-кошелек Навальный на финансирование работы юристов по роспилу. И работают. Количество жалоб (обращений) в ФАС | 103 | Количество жалоб (обращений), признанных обоснованными | 63 | Общая сумма заказов, по которым были пресечены нарушения | 40 407 536 066,71 | Проверено заказов | 280 | Риддиг, когда столкнулся с оплатой заказных писем по поводу ям в ГИБДД -- решение нашлось
Без надлежащего контроля доходит до такого маразма:
(видео) утрамбовывание асфальта весом рабочего через фанерку
В этом направлении (общественный контроль) уже двигаются: Эксперт рассказал, как общественность будет следить за ремонтом дорог в столице
| |
| | 0 | Контроль параметров покрытий дорог | Суровые будни начальника строительной лаборатории
Дорог нет, а дураков много
Мечты сбываются
« Как техник-строитель автодорог хочу отметить следующее...
Катастрофическое состояние дорог по весне- это следствие отвратительного состояния дренажа и водоотводов... Обратите внимание, на уклонах дорожное полотно практически не страдает от паводка и работает гораздо дольше прямых и ровных участков ....
Почему? Да потому, что вода стекает под уклон и не наносит вреда дороге. Зато там, где вода стоит неделями по весне, от асфальта остаётся только воспоминание о прошлогоднем ремонте.
Вода- это не только мать всего живого, но и смерть для любых искусственных сооружений. Поэтому любой ремонт покрытия дороги без ремонта или строительства дренажа и водоотвода обречен на фиаско при первой-же весне.
Так что контролировать ремонт или строительство дорог надо начиная с проекта... И контролю состояния дренажных систем уделять повышенное внимание... В регионах, где дороги посыпают песком зимой, дренажи могут быть забиты этим многолетним песком... Либо, если дренаж устроен не правильно, он будет замерзать зимой и в нужный момент, при паводке, он работать не будет.
Проект любой дороги содержит в себе описание бассейна водосбора и путей по которым эта вода собирается и отводится либо канализируется.... Положить асфальт- это самое легкое в строительстве дороги.... Тяжелее сделать, чтобы асфальт остался на ней в течении долгого времени...»
Как осуществить контроль над качеством капитального ремонта дорог?
«Ну что общественнику можно померить?
1) толщину уложенных слоев. Вырубить он не может, керн взять тоже. Значит остается дырка перфоратором, да и та сложна.;
2) правильность продольного и поперечного профилей. Нивелир, рейка и т.п., только вопрос - с чем сравнивать? Проекта ведь нет.
3) ровность поверхности покрытия. Ну это можно при помощи 3-метровой рейки.
4) ширину покрытия . Рулеткой - через каждые 100 м;
5) качество отделки поверхности покрытия . Это визуально. На поверхности дорожной одежды не должно быть раковин, трещин, пор...
Тут фотоаппарат..
6) остальное (еще пунктиков 20 по насыпи и дорожной одежде) общественнику увы, не по силам НО..
составляете акт и вперед к депутату, который дает ход делу и независимой нормальной экспертизе. В вашем случае это самое простое.
Понятно,что особ много общественная комиссия не проверит, но явные ляпы может и заставить переделать.
Как вариант - привлеките студентов из профильного факультета (если есть какой у вас).»
| |
| | 0 | 2011-08-30 komionline.ru
«В ходе совещаний, многие руководители муниципальных образований жаловались на недостаток квалифицированных специалистов для приемки работ и контроля качества содержания автодорог в муниципалитетах. Э.Слабиков (руководитель Дорожного агентства Коми) сообщил, что с 1 октября текущего [2011] года создается бюджетное учреждение «Коми дорожный надзор», с которым муниципалитеты смогут заключить соглашения на те виды работ, с которыми они испытывают затруднения, а именно: контроль за содержанием автодорог, приемка качества ремонтных работ, лабораторные испытания и так далее.»
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Коми дорожный надзор» (ГБУ РК «Комидорнадзор») | |
| | 2 | 13 "с которым муниципалитеты смогут заключить соглашения на те виды работ, с которыми они испытывают затруднения" , это надежда на то, что в наших муниципалитетах работают полные идиоты? Дураков нет рубить сук на котором сидишь, заключая подобный договор... Все в доле... Еще одной "ничегонеделающей" бюджетной организацией больше, вот и всё. | |
| | 0 | #14 у вас точные сведения, что наша администрация такой договор (контроль за содержанием автодорог, приемка качества ремонтных работ, лабораторные испытания) с ГБУ РК «Комидорнадзор» или с ГКУ РК «Дорожный контроль» еще не заключала?
| |
| | 0 | У меня таких сведений нет. А у вас есть, о том что кто то заключил? | |
| | 0 | О! парни стали разбираться в строительстве и содержании!!!!
наконец-то про дреннаж заговорили,а то все асфальт, асфальт... супер всепогодные технологии..... | |
| | 0 | | |
| | 1 | Качество ухтинского асфальта проверим на Оплеснина. Когда будут укладывать новый асфальт - возьмем пробу | |
| | 0 | Экспертизу бы провести сразу независимую по качеству ремонта и затратам. | |
| | 0 | Сегодня на ярегской дороге затишье, никто ничего не делает- наверно асфальтовый завод паламался | |
| | 4 | Дождя нет. Охлаждения нет. Вот и не делают. | |
| | 3 | Да, ждут дождя, это неотъемлемая составная укладки асфальта! Без дождя и качественно можно сделать, но это не на руку дорожникам. | |
| | 0 | Лаборатория контроля качества содержания автодорог Передвижная лаборатория предназначена для контроля качества содержания и сохранности дорог, а также определения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. Краткое описание Лаборатория выполнена на базе автомобиля ГАЗ-2705 ”ГАЗель” и укомплектована оборудованием, обеспечивающим проведение следующих видов работ: видеосъемка автодорог и инженерных сооружений; измерение ровности дорожного покрытия; измерение колейности дорожного покрытия; измерение продольного и поперечного уклонов дороги; измерение коэффициента сцепления (дорожного полотна, разметки); контроль геометрических параметров дорожной разметки; оценка координат цветности и коэффициента яркости дорожной разметки; контроль степени износа дорожной разметки; измерение температуры поверхности дорожного покрытия. Салон лаборатории оборудован основным и дополнительным рабочими местами операторов, пассажирскими креслами, стеллажом для приборов, приспособлениями для крепления оборудования в транспортном положении. Измерительное оборудование: - программно - аппаратный комплекс “Видео”.
- толчкомер;
- измеритель колейности ИК-2М;
- измеритель коэффициента сцепления портативный ИКСп;
- рейка дорожная универсальная КП-231;
- курвиметр электронный КП-230;
- дальномер для измерения расстояния видимости дорожных знаков;
- нивелир со штативом и рейкой;
- рулетка 10 м, 20 м, 30 м;
- линейка металлическая 500 мм, 1000 мм;
- комплект приборов для контроля дорожной разметки ;
- щуп для измерения толщины снежных отложений;
- термометр биметаллический;
- бортовой компьютер Notebook;
- устройство преобразования напряжения 12/220В мощностью 250 Вт;
- датчик пройденного пути.
Программное обеспечение: - Программа управления видеосъемкой автомобильных дорог с привязкой по местоположению видеокадров;
- «Видеобанк автомобильных дорог» с каталогом типичных дефектов;
- Компьютерная программа «Оценка качества содержания автомобильных дорог»;
- Компьютерная программа «Определение степени износа разметки»;
- Компьютерная программа «Оценка ровности автомобильных дорог».
В бортовом компьютере лаборатории установлена программа ведения журналов измерений и оценки качества дорожных работ, которая упрощает хранение и обработку полученных данных. С помощью цифрового фотоаппарата осуществляется сбор и хранение в памяти бортового компьютера видеоизображений отдельных объектов и участков дорог. Оперативная связь обеспечивается сотовым телефоном. На базе группы компаний “РОСДОРТЕХ” организованно обучение операторов работе с программным обеспечением, гарантийное и послегарантийное сервисное обслуживание лаборатории, метрологическое обеспечение. http://rdt.ru/node/41 | |
| | 2 | Федор Езеев (координатор проекта РосПил) уже копит деньги на такую лабораторию:) | |
| TD 28 мая 2012, 23:21 #26 | 1 | такие автомобили надо раздавать представителям опозиционных партий. тогда я думаю будет контроль. прикормленных криворуких дорожников просто задолбают рекламациями! | |
| | 0 | Измеритель колейности с рейкой универсальной ИК-2М Измеритель колейности предназначен для определения величин продольных деформаций дорожного полотна (колейности). Горячее предложение Рейка дорожная универсальная КП-231 Цена: 19500 руб. А так, спецы говорят, что главный враг дороги – вода. Если нет водоотведения, дорожное покрытие будет разрушаться, сколько бы его не ремонтировали. Если ливневая канализация убита, забита или вообще отсутствует, то...
------------------------------------------------------------- Дороги в Америке. строительство. фотографии. технология. техника. один из постов: ну раз мы уже заговорили про технические стороны как делают дороги в Америке. вот покажу один из видов машин. обычно дорога делается примерно так. в начале идёт так называемый Аsphalt-cold-planer в разных размерах и весе или мельница которая снимает старые асфальт. за ней в смычке идёт Cold Recycler или машина для переработки прямо на месте старого асфальта. когда он переработан он поступает в следующую машину Wheeled-asphalt-paver, тоже идущую в смычке, которая его укладывает заново на дорогу. как правило за всем этим идёт ещё одна машина которая засыпает асфальтовый агрегат мелкими камушками. это делает её более прочной и данный метод больше применяется на хайвее, чем на местных дорогах. на местных дорогах как правило гравий уже в асфальте и его сверху не сыпят.
затем всё это укатывается катком и дорога сохнет. т.е. в одном поезде идёт 4 машины + каток. у нас здесь несколько компаний которые этим занимаются непосредственно. в частности сейчас я покажу фирму Роудтек. она находится в Теннесси в городе Чатануга http://www.roadtec.com/www
насколько я знаю они лидеры по наиболее серьёзному оборудованию для именно подобной работы на дороге- хайвее. потом как нибудь я покажу ещё парочку других компаний.
дорога здесь делается обычно ночью когда движения мало. включают лампы и делают с одним таким поездом 3-4 мили дороги за одну ночь именно за счёт подобных поездов которые всё делают на месте. учтите что Аsphalt-cold-planer идёт невероятно медленно - 2-3 км в час максимум. пока он сдирает весь асфальт и перемалывает его - проходит время. затем его надо переварить заново. добавить какие то необходимые добавки, гудрон. что тоже берёт много времени. так что процесс этот сложный и медленный, но уже если делают то делают хорошо. также учтите я не говорю здесь о поднятии бетона, арматуры или гравия под дорогой. мы обсуждаем только верхний слой.
2 вида Аsphalt-cold-planer
самый тяжёлый и мощный
Cold Recycler
Wheeled-asphalt-paver
Asphalt-paver тяжёлый на гусиницах
chip-spreaders-386745
весь поезд целиком
ну и готовый продукт
ну и ещё несколько картинок
| |
| | 0 | почитал тему по ссылке, небо и земля | |
| | 0 | #29 нет, ну у нас тоже случаются прорывы. Вот, например:
---------------------------------------------
Пост (lintar) пишет в avto_ru
2012-05-24 17:11:00
Про дороги.
В 2009 году мы опробовали технологию укладки асфальта на пучинистые грунты.
Прошло 3 года. Полет нормальный!!!!
Пучинистый грунт - это грунт на подвижной влажной основе. Строительство на таком месте - мечта любого строителя-дорожника.
Положи ты там хоть метр асфальта, через год там все равно будет вот такое:
Три года назад, 14 августа 2009 года , мы заложили опытный участок с применением геосинтетических материалов из полипропилена именно на участке с пучинистым грунтом в заболоченной местности, т.е. помимо плохой геологии, еще и агрессивная химия.
Сразу оговорюсь, что мы дороги не строим, а занимаемся только разработкой и производством материалов и технологией укладки.
Дороги плохие не всегда от того, что воруют. В принципе, дорога состоит из нескольких слоев. Так называемй "пирог".
Обычно это земля-песок-гравий-асфальт. Из-за того, что гуляют почвы, из-за циклов разморозки-заморозки, нагрузок от автомобилей, песок смешивается с землей, гравий проваливается в песок, ну а пластичный асфальт следует за основой. Если асфальт хороший, то будет колея, если асфальт не пластичный, то он порвется и будет яма.
Применение геосинтетики (ткань и плоская решетка) позволяет решить все эти проблемы и перераспределить нагрузки на дорожное покрытие.
Прошло три года.
Решетка в дороге не разрушилась
Взятые на анализ образцы показали, что за три года потеря прочности решетки составила 4%, соответственно гарантийный срок на этот участок дороги можно увеличивать до 20 лет, а срок службы этого участка дороги составит 50 лет (если не развалится сам асфальт).
В итоге имеем 300 метров нормальной дороги на заболоченном пучинистом грунте.
А там, где материал не был применен - снова мечта недобросовестного дорожника (да, такие иногда встречаются)
Границу видно очень четко. Три года назад там также был положен новый асфальт.
Так что теперь на очереди испытания и повсеместное внедрение.
http://avto-ru.livejournal.com/4919425.html
| |
| | 1 | и кто же мешает использовать сие повсеместно? вот оплеснина например, чтоб уж на долго, * и приклеилось к нему прозвище " колобок- строитель дорог" и было в том городе всем автолюбителям счастье, да было времечко))) слабо? | |
| | 1 | а вот на измерители, может и правда скинемся а форумчане, для лучших измерителей в городе)) ?
| |
| | 1 | вчера, на 40 лет коми, на против магазина "Эколайн" ремонтировали водосток дорожного полотна, тупняк полный в принципе, край идиотизма, все старое сняли поставили слив на кирпичики( их и на полгода не хватит) присыпали асфальтом, ну и покатали для порядку боченком ( асфальта как обычно не хватило, и прямо на этом месте оброзовалась яма( ну да был конец рабочего дня, мужики поболтали, да и собрались по домам ну а на завтра и не вспомнит уже ни кто) осталось так, машинки в ближайшее время раздавят эти кирпичики и в итоге ?????? а на хера было ваще заморачиваться???? жаль фотика не было | |
| TD 02 июня 2012, 11:52 #33 | 0 | от места укладки до фотика - 20 метров )) | |
| | 0 | И где фото? | |
| | 0 | по прямой 15 ))) | |
| | 0 | | |
| | 0 | Еще один пост про дороги. Про то, что МОЖНО СТРОИТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ДОРОГИ и на пучинистых грунтах. Опытный участок успешно эксплуатируется три года. Частные компании (считающие деньги), уже применяют (когда по вечной мерзлоте строят подъездные и вдольтрассовые дороги для для обеспечения доставки трубы и грузов для строительства нефтепровода. Но в наших палестинах же денег немерено! И у нас же главное -- освоить бюджет. И освоить его правильно! Прочтите пост (комменты то же интересны). ----------------------------------------- В 2009 году мы опробовали технологию укладки асфальта на пучинистые грунты. Прошло 3 года. Полет нормальный!!!! Пучинистый грунт - это грунт на подвижной влажной основе. Строительство на таком месте - мечта любого строителя-дорожника. Положи ты там хоть метр асфальта, через год там все равно будет вот такое: Три года назад, 14 августа 2009 года , мы заложили опытный участок с применением геосинтетических материалов из полипропилена именно на участке с пучинистым грунтом в заболоченной местности, т.е. помимо хреновой геологии, еще и агрессивная химия. >>>>>>>>> Причем, на вопрос в комментах "А на сколько удорожается строительство?", автор дает такой ответ: "на 1 % от общей стоимости строительства дороги. Если еще учесть экономию на сыпучих, то будет удешевление"... Погуглив: "Автородорога Мариинск-Томск" и "Применение геосинтетических материалов в автодорожном строительстве" нашел этот опытный участок и компанию -- sibur.ru | |
| | 0 | сроки конечно нереальные стоят. но автор записей упирает что это мол для отсеивания подрядчиков, а кто-нть знает у нас в ухте подрядчиков кроме "темпа", которые обладают и техникой и штатом и каким-никаким опытом, я лично нет. напрашивается вопрос, что будет если подрядчик не выдержит сроки, по логике должны быть штрафные санкции, тоесть уменьшение затраченных денег в итоге
другое дело если ради сроков подрядчик будет нарушать технологию укладки, тут конечно нужен контроль, на примере riddig'a видим что это вполне возможно.
ps нужны ли в городе эти георешетки?я сомневаюсь, другое дело трасса | |
| | -1 | Просто отличный пост. Читается, как песня:
Ровные дороги
Основа ровных дорог - это качественный асфальт или асфальтобетон. Качественный асфальт, у которого нормальные связующие, как следуют прокатанный катками превращается в своеобразную плиту из асфальтобетона и чем толще эта плита, тем лучше. Изначально профиль дороги выглядит примерно так:
со временем на дороге образовываются дефекты:
как правило толщина асфальтового покрытия 5см...
Пост полностью >>>>>
| |
| | 0 | Блогер bigzik в своем блоге пишет:
В предыдущем посте я сравнил цены ремонта дорог в Ухте (2225р/м2) и Питере (902р/м2), не думаю что работы принципиально отличаются. Но должны же быть причины этой разницы. И вот эти причины:
I.Отсутсвие конкуренции в г.Ухта, заметил, все подряды по ремонту дорог выполняет одна и та же фирма, но, самое главное, ни кто кроме неё не заявляется на торги. Почему? Да потому, что все торги проводятся в крайне сжатые сроки, сегодня объявление, а через 20 дней уже должна быть подана заявка. Обычные сроки выполнения работ 20 дней, как вам отремонтировать 47 тыс.м2 за 20 дней? Не всякий рискнет. Итог, все завяки разыгрываются с одним участником по максимальной цене.
II.Как формируется эта самая максимальная цена? Из смет. Рассмотрим смету по объекту: " Выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети МОГО «Ухта»". Состав работ по всем улицам одинаков, кроме бордюров и колодцев, пэтому приведу усредненно на 100м2 (общая площадь 47365 м2):
1.Очистка дороги от мусора и пыли - 100м2,
2.Срезка асфальта фрезой, толщиной 10 см - 100м2,
3.Очистка дороги от мусора и пыли - 30м2, (эта расценка учтена в позиции 5, поэтому не должна применятся),
4.Разлив битумной эмульсии ЭБК-1 -30м2, 0,6кг/м2.
5.Ремонт асфальтобетонного покрытия тощиной 7 см, -30м2. Т.е. снимется 7 см старого асфальта и ложится 7 см нового. Расценка не обоснована т.к. получается что на 30% площади меняется слой асфальта на 7 см толще (16см.)
6.Очистка дороги - 100м2, как вы представляете очистить основание из песка от пыли?
7.Разлив битумной эмульсии ЭБК-1 -100м2, 0,9кг/м2.
8.Устройство выравнивающего слоя из асфальта - 5,05т/100м2, это где-то 2см дополнительно. Выравнивать можно щебнем но ни как не асфальтом. Расценка не обоснована.
9.Очистка дороги от мусора и пыли - 100м2, в очередной раз? 3-й по счету, во вторых она учтена в п.11
10.Разлив битумной эмульсии ЭБК-1 -100м2, 0,4кг/м2. (в п.7 она уже разлита).
11.Асфальтирование 1-й слой, 5см. -100м2,
12.Разлив битумной эмульсии ЭБК-1 -100м2, 0,4кг/м2,
13. Асфальтирование 2-й слой, 4см. -100м2,
14. Вывоз старого асфальта на 15км.
Получается что позиции 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 не обоснованы, это где-то 30% от стоимости.
Как доказательстово завышения объемов, анализ заявленных в смете трудозатрат и фактически понесенных на примере одной из ортремонтированных улиц:
Взято отсюда
Пришлось покопаться в расценках. Обратите внимание на даты с форума, а официально объект ещё не начался, 27.07 только выбор подрядчика. Ну об этом я уже писал.
III. Стоимость материалов. Материалы составляют 70% от стоимости сметы. Основной материал это асфальт, в смете заложена цена где-то в пределах 3900р/т. Насколько я знаю подрядчик сам изготавливает асфальтобетонную смесь (есть мощности) и здесь он может очень сильно сэкономить на разнице. К то му же в Ухте ещё как минимум 2 предприятия делают асфальт, т.е. имеется конкуренция. По России средняя цена на асфальт колеблется в пределах 2500-3100 руб./т. Вот задел на снижение стоимости ещё минимум на 20%.
Подводя итог заявляю: на мой взгляд стоимость ремонтных работ конкретно по этому объекту вполне могла быть - 100%*0,7*0,8=56% (ну пусть 60%) от заявленной. Или на 43 млн. руб. меньше.
ИСТОЧНИК
От редакции газеты "Красное Знамя": заметки на тему дорожного строительства | |
Следующая
Комментировать:
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи войти зарегистрироваться
|
Последние комментарии
Nicolett: Генсек НАТО Йенс Столт...
Украина Донбасс Россия. Война. Ч (2141)
Nicolett: РФ ратифицирует Дог...
Опа, опа, Америка - Европа (2258)
Nicolett: Посты с 12 по 18https:...
Беседка (5241)
Владимир: ...
Лайфхак для телефоных мошенников (25)
Nicolett: В Армении начались ...
Армения- Азербайджан война! (458)
Nicolett: После угроз Пугачевой,...
Мы потеряли Аллу Пугачеву.... 18 (515)
Nicolett: Даже ковровую дорожку ...
И снова третья мировая! Израиль- (695)
КитоЛито: ...
А что у вас на ужин ? ) Часть 3 (3363)
имя ник: Нормально Всё https:/...
Какую музыку слушаете? (3201)
Nicolett: Лукашенко поручил н...
Нужна ли России Беларусь? (1033)
Все комментарии